Отечественная история




НазваниеОтечественная история
страница1/14
Дата конвертации02.01.2014
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Межрегиональный открытый социальный институт

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Контенты лекций

Йошкар-Ола

20
Лекция 1. Происхождение и расселение славян. Образование, становление и распад Киевской Руси.

План:

  1. Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян.

  2. Образование Древнерусского государства.

  3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

  4. Распад Киевской Руси. Русские княжества в XII – XIII вв.




  1. Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян.

Вопрос о происхождении Киевской Руси интересовал многих историков и летописцев. Нестор в своей «Повести временных лет» (начало XII в.) начинал рассказ, согласно сложившимся традициям, с «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии, славяне восходят к младшему сыну Ноя Иафету, который разделил землю с братьями, получив в удел северные и западные страны. Нестор пересказал предание, по которому славяне, теснимые волохами (под ними следует понимать римлян), покинули свою дунайскую прародину – римскую провинцию Норик, расположенную между верховьями Дуная и Дравы, и обосновались на новых местах.

Летописная версия о дунайском происхождении славян получила широкое распространение среди отечественных историков XIX века. С.М.Соловьев, отстаивая эту точку зрения, опирался не только на древнерусские летописи, но и на различные иностранные источники, в частности, труды Тацита о венедах (славянах), живших около Вислы. В.О.Ключевский в своем «Курсе русской истории» вносит некоторые уточнения. По его мнению, восточные славяне, прежде чем с Дуная попасть на Днепр, долго, - на протяжении пяти веков - оставались на северо-восточных склонах и в предгорьях Карпат. Затем, в VII в. н.э. восточные славяне постепенно расселились по современной Русской равнине.

Академик Б.А.Рыбаков, на основе преимущественно археологических данных, считал, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

Нестор называет около 15 союзов восточнославянских племен – поляне, северяне, волыняне, бужане, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, радимичи, вятичи, полочане, кривичи, словене.

В хозяйстве восточных славян преобладали четыре главные отрасли – земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Характер занятий того или иного племени зависел, главным образом, от природно-географических условий. В Поднепровье в земледелии использовался перелог: участок земли обрабатывался до истощения, затем забрасывался до появления дерна. В VII – VIII вв. у славян происходил переход к двухпольному и трехпольному севообороту. Совершенствовались орудия труда. Использовались соха, плуг, рало с полозом, борона. В северных районах получила распространение подсечно-огневая система земледелия. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и овес. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве служили лошади и волы. В лесных районах занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Изобилие чистых рек и озер позволяло заниматься рыбной ловлей, богатство животного мира – охотой. Шкура ценных зверей – пушнина – высоко ценилась при торговых обменах.

В VIII – IX вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», - так называли его древние летописцы. Начинался он в Византии, затем через Черное море шел вверх по Днепру. Далее часть пути купцы были вынуждены перетаскивать ладьи волоком до реки Ловать. Пересекая Ильменское и Ладожское озера, путешественники достигали Невы, оттуда, наконец – Балтийского моря. Волжский торговый путь позволял вести активную торговлю со странами Востока.

Славяне жили родовыми общинами. Во главе рода были старейшины, призванные управлять и решать конфликтные вопросы. Существовала кровная месть. Важную роль в жизни племени играло народное собрание – вече. Родовая община постепенно сменялась территориальной, или соседской. Исчезало равенство членов племени, происходило имущественное и социальное расслоение. Период VIII – первой половины IX вв., предшествующий образованию государства, обычно называют военной демократией. Изменяется положение племенных вождей, - они возвышаются над своими соплеменниками, приближают к себе воинов, составляющих дружину. Складываются крупные племенные объединения – союзы племен.

Славяне были язычниками. Характер занятий славян отразился на их религиозных верованиях. Особенно почитались божества – покровители земледелия. Бог Род – один из самых почитаемых – был богом неба, земли и плодородия. Ярило считался богом пробуждающейся природы, покровителем растительного мира. Важную роль играл бог Велес (Волос) – покровитель скотоводства.

2. Образование Древнерусского государства.

На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян на основе племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования – племенные княжения. Исследователи традиционно выделяют два центра государственности на Руси – Среднее Поднепровье с Киевом и северо-западные земли с Новгородом. Согласно источникам восточного происхождения, накануне образования Древнерусского государства имелось три крупных объединения славянских племен: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань, либо Чернигов).

Предпосылки образования Древнерусского государства

  • рост производительных сил

  • широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа

  • распад родовой общины и превращение ее в соседскую

  • рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений

  • углубление социального расслоения среди восточных славян

  • необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»

В процессе происхождения Руси, согласно летописям, принято выделять две ключевые даты – 862 год (призвание варягов) и 882 (объединение Киева и Новгорода). Легенда о призвании варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, содержащаяся в «Повести временных лет», легла в основу сложившейся в исторической науке так называемой норманнской теории. Возникновение последней связано с исследованиями работавших в XVIII веке в России немецких ученых Байера, Миллера и Шлецера. Исходя из содержащихся в летописях рассказах о призвании на Русь варягов в качестве правителей, ученые заключали, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Отсюда делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. С критикой норманнской теории выступали такие известные русские историки, как М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский. В лагере норманистов были такие не менее известные исследователи, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев. Большинство советских ученых выступало с критикой норманнской теории. Надо заметить, что идеи норманизма, утверждения о неславянском происхождении Руси носят многоаспектный характер. Далеко не все приверженцы этой теории акцентировали внимание на якобы неспособности славян создать свое государство.

3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

Согласно летописи, в 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. О его жизни известно немного. Именно с его именем связано происхождение династии русских князей, правивших в стране до конца XVI века - Рюриковичи. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику, либо воеводе князю Олегу. Правил он в Новгороде. В 882 г. он хитростью захватил Киев, обложив данью подвластные территории. Это событие стало одним из ключевых в процессе образования Древнерусского государства.

Игорь Старый (912–945 гг.) – третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»).

Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе). В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (957 г.) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство.

Святослав (964–972 гг.) – вошел в историю как один из наиболее воинственных князей. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.

Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира (980 – 1015 гг.). Он уделял больше внимания вопросам внутренней политики – построил сеть оборонительных крепостей на границе со степью. Владимир ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему.

Главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Почти до конца Х века господствующей религией у славян оставалось язычество. С усложнением общественной жизни, социальной структуры язычество устаревало, как религиозная система оно не отражало идеологических перемен, не было способно консолидировать общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные ценности выстраивались в соответствии с родоплеменными отношениями. В первый же год своего правления Владимир попытался провести религиозную реформу. Утверждался культ главного дружинного бога – Перуна. Это должно было символизировать идею главенства князя, идею целостности государства. Однако языческие верования, пусть даже некоторым образом измененные, все же не соответствовали идеологии крепнувшего государства и вскоре князь отказался от реформы.

Основной причиной выбора православия была необходимость тесного союза с Византией.

Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Однако в источниках сообщается и о других датах – 982, 989, 990 и др. Новая религия утвердилась не сразу. Население ряда городов оказывало сопротивление действиям властей. Многие, приняв христианство, продолжали верить языческим богам, поклоняться идолам и выполнять прежние обряды. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси. Тем не менее, утверждение христианства в качестве государственной религии было событием большого исторического значения.

Последствия принятия христианства:

  • Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и странами Западной Европы.

  • Ускорилась консолидация древнерусской народности.

  • Углублялась социальная дифференциация древнерусского общества. Укрепилась центральная власть киевского князя.

После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). Продолжалось строительство оборонительных укреплений на границе со степью. В 1036 г. русские войска нанесли решительное поражение печенегам под Киевом. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. Был сделан важный шаг на пути к независимости церковной организации. Ранее митрополитами на Руси были греки, направляемые из Византии. В 1051 г. впервые митрополитом был избран церковный деятель, русский по происхождению – Иларион. В годы правления Ярослава строились новые города, открывались школы, расширялась грамотность, появились первые библиотеки.

Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере Правды Ярослава мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности.

В Русской Правде упоминаются различные категории феодально-зависимого населения – люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определённую ссуду («купу»), за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор (ряд), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Механизм передачи великокняжеской власти ещё не был достаточно чётким и стройным. Власть передавалась по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, а также в результате призвания князя жителями того или иного города – центра данного княжества. Иногда княжеская власть захватывалась и удерживалась силой. Это свидетельствовало о неустойчивом, переходном характере всего общества. Тем не менее, государственная власть на Руси XI – XII вв. значительно окрепла. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило не только богатства, но и власть. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работавшего на земле, было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Дань являлась первой на Руси формой зависимости населения от государства. Завоёванные и присоединённые к Киеву земли становились данническими, а жившие на них люди – данниками. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли.

Вопрос о времени возникновения на Руси феодального землевладения является спорным. Некоторые исследователи относят его к IX – X вв., однако большинство авторов считает, что феодальная вотчина (наследственное земельное владение) складывалась примерно с XI века. С этого времени образуются собственные земельные владения, личные большие хозяйства бояр и дружинников. Великие князья давали им право сбора дани, - это был один из путей обогащения древнерусской верхушки.

Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь. Он был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и адресатом дани. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» князя. Они именовались боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применяли термины «отроки», «чадь», «гриди». Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. В обществе сформировалось три основных властных элемента: княжеская власть, дружина (боярство), народное вече.
4. Распад Киевской Руси. Русские княжества в XII – XIII вв.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни, перед смертью разделив земли между своими сыновьями. Свой престол оставил старшему сыну Изяславу. Впоследствии участились междоусобные войны. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором говорилось о необходимости прекратить междоусобицы. Князья условились, что за каждым сохранятся земли их отцов – детей Ярослава. Кроме того, было положено начало военному объединению сил против могущественных кочевников – половцев. Одним из последних киевских князей, настойчиво пытавшихся приостановить распад страны, был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Однако уже после смерти его старшего сына Мстислава в 1132 г., со вступлением на престол Ярополка распад страны стал реальностью.

Начиная с 30-х гг. XII в. на Руси наступает полоса феодальной раздробленности. В середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в. их стало уже около 50.

Ряд исследователей (Б.Греков, С.Юшков) процесс раздробленности связывали с ростом крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати, способной содержать свои дружины и держать зависимое население в подчинении. Сторонники теории «государственного феодализма» (Л.Черепнин и др.) также связывали политический распад с развитием феодального землевладения. Появление вотчинного землевладения в конце XI – начале XII вв. приводило к оседанию князей и их дружин, бояр в княжествах, что в условиях господства натурального хозяйства способствовало наряду с географическим фактором экономическому обособлению и вычленению отдельных земель, выделению городов. Петербургская школа (И. Фроянов) предложила свою концепцию, согласно которой причина распада русских земель – в формировании с XI в. территориальных связей, пришедших на смену родоплеменным, и складывании на этой основе городских волостей, своеобразных городов-государств.

Раздробленность была закономерным процессом в истории Руси. Она была обусловлена целым комплексом социально-экономических и политических причин:

  • С развитием земледелия, ремесла и торговли росли доходы не только в киевскую казну, но и в казну удельных княжеств. Обогащалась верхушка удельной знати. Её экономическое могущество, в свою очередь, способствовало укреплению политических позиций. Происходило обособление крупных городов. Кроме того, малым княжеством было легче управлять. Порядок предоставления земли князем своим приближённым за военную службу укреплял позиции местной знати.

  • Одной из причин феодальной раздробленности было перемещение основных торговых путей. Значение Киева как крупного торгового центра постепенно падало. Могущество Византии в конце XI века было подорвано нашествием турок-сельджуков, а с завоеванием Палестины крестоносцами во время первого крестового похода итальянские купцы смогли выстроить новый, альтернативный торговый путь с востока в Европу. Упадок могущества столицы также был связан с постоянными набегами кочевых племён, т.к. Киевское княжество находилось в непосредственной близости от южных степей.

  • Распаду русских земель способствовало также отсутствие чёткого механизма передачи княжеской власти, что, в свою очередь, порождало постоянные распри и междоусобные войны. Этот фактор также способствовал ослаблению могущества центральной власти, росту сепаратизма.

Несмотря на распад единого Древнерусского государства, развитие центробежных настроений, сохранялись и центростремительные факторы. Оставались общими язык, культура, обычаи, нравы. Сохранялась, хоть и призрачная, власть великих князей. За единство русских земель выступала церковь.

Наиболее крупными выделились следующие княжества: Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Новгородская земля.

Киевское княжество в ранний период раздробленности оставалось по-прежнему столицей, «матерью городов русских», церковным центром. Мягкий тёплый климат и наличие плодородных земель способствовали активному развитию сельского хозяйства. Кроме того, через Киев проходили важные торговые пути, относительно близкими были границы с соседними странами. В ходе борьбы враждующих сторон Киев неоднократно переходил из рук в руки, что привело к его упадку к середине XIII века.

Новгородская земля занимала огромную территорию от Балтийского моря до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. Новгород возник прежде всего как торгово-ремесленный центр. Здесь появились объединения купцов и ремесленников, развивалась кредитная система. Находясь в значительном отдалении от южных степей, Новгород долгое время не знал внешней опасности. Это создавало условия для ускоренного развития хозяйства и роста культуры. Правда, суровый климат не позволял активно заниматься земледелием. Новгород зависел от поставок хлеба из соседних княжеств.

В ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей по собственному выбору. В результате к власти окончательно пришла аристократия в лице крупного боярства, богатого купечества и архиепископа. Сложилась аристократическая республика. Высшим органом власти являлось вече, главными правительственными лицами были посадник и тысяцкий. В пределы полномочий вече входило:

- рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;

- приглашение князей и заключение с ними договоров;

- избрание должностных лиц – посадника, тысяцкого и др.

Новгород был городом высокой культуры. Повсеместно строились деревянные мостовые, власти проявляли заботу о чистоте улиц. Найденные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне развития грамотности среди рядового населения города.

В конце XII в. с объединением двух ранее независимых княжеств образовалось достаточно сильное Галицко-Волынское княжество. На его развитие оказали влияние следующие особенности и условия:

- плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности;

- значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны;

- выгодное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю;

- находившиеся в относительной безопасности от кочевых племён земли княжества;

- наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.

Галицкое княжество значительно усилилось в правление князя Ярослава Осмомысла (1153-1187). Его преемнику – волынскому князю Роману Мстиславичу – в 1199 г. удалось объединить оба княжества. Сын Романа – Даниил Галицкий (1221-1264) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли. Князь проводил политику централизации власти, подавлял боярский сепаратизм, содействовал развитию городов. Однако в том же 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя столетие эти земли оказались в составе Литвы и Польши.

На северо-востоке Руси сформировалось могущественное Владимиро-Суздальское княжество (ранее называлось Ростово-Суздальским). На его становление повлияли следующие факторы:

- удалённость от степных кочевников на юге;

- ландшафтные препятствия для лёгкого проникновения варягов с севера;

- обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; благоприятные возможности для экономического развития;

- значительный приток населения с южных земель;

- развитая сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.);

- активная и честолюбивая политика местных князей.

Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо-Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти. Регион осваивался по инициативе князей. В результате земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, - в качестве его слуг. Вассально-дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско-поданническими. Сложилась вотчинная система власти.

Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно вмешивался в дела Новгорода Великого. Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Долгорукий вёл широкое строительство укреплённых городов на границах своего княжества (Ростов, Суздаль, Рязань, Ярославль и др.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

Сын и преемник Юрия – Андрей Боголюбский (1157-1174), стремился объединить русские земли, перенёс центр политической жизни из Ростова в город Владимир-на-Клязьме. В загородной резиденции Боголюбово в июле 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого были Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. В 1177-1212 гг. княжеством управлял сводный брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за своё большое семейство. Он вёл довольно активную политику, - вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил Рязань. В 1183 г. совершил успешный поход против Волжской Булгарии. Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси и одним из крупных феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства. Заметно укрепилась княжеская власть. Её опорой в большей мере становится дворянство, которое составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него землю во временное пользование (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов.

Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Отечественная история iconI. сущность и назначение истории
Дисциплина “Отечественная история” входит в государственный стандарт подготовки специалистов с высшим образованием
Отечественная история iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Данилов А. А., Косулина Л. Б. "История государства и народов России", М.: Просвещение, 2004 год
Отечественная история iconШпаргалка по Отечественной истории
Предмет и метод исторического исследования. Отечественная история в контексте мировой истории
Отечественная история iconПрограмма минимума кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
Охватывают все исторические периоды, проверяют уровень владения аспирантами специальными историческими умениями и навыками
Отечественная история iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ
Кирдяшкин И. В. Отечественная история. Учебное методическое пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования...
Отечественная история icon5 класс    Отечественная литература
Алексеев С. П. «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика», «Небывалое бывает», «Птица-слава», «Рассказы о Степане Разине»,...
Отечественная история iconПрограмма минимума кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
В ней отражены ведущие тенденции политического, социально-экономического, религиозно-конфессионального и культурного развития Российского...
Отечественная история iconУчебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Зиновьева В. И. Отечественная история. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования – 2003. – 170...
Отечественная история iconО. Ю. Артемова Отечественная теория «первобытности» исоциальная организация австралийских аборигенов
Отечественная теория «первобытности» и социальная организация австралийских аборигенов
Отечественная история icon1 3  История России. Всеобщая история  История Древнего мира 
Русского  государства;  соотносить  хронологию  истории Руси и всеобщей истории; 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница