Доклад из опыта работы




Скачать 346.22 Kb.
НазваниеДоклад из опыта работы
страница1/3
Дата конвертации31.12.2013
Размер346.22 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Алексеева Елена Анатольевна,

воспитатель,

первая категория

МДОУ «Аленький цветочек»,

г. Нерюнгри,

Ул. Чурапчинская дом 5, т. 3-08-25

Содержание
1. Введение

1.1.Актуальность темы.

    1. Цель, задачи работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

2. Основная часть

2.1. Практическое содержание разделов.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Заключение

Библиография

Приложения

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

1.2. Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
2. Основная часть

2.1. Практическое содержание разделов

Проанализировав требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий «В гостях у профессора Знайкина» (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 5).

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 6).

Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.

В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях.
Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


Библиография

  1. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

  2. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

  6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

  7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

  8. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

  9. Материалы Интернет-сайтов


Приложение 1

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста

Тема

Содержание

Цель

Форма организации

Вода

Д/Упражнения:

«Помоем ручки», «Умоем куклу»,

«Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п.

Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.

Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты.

«Водичка, водичка»


Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Режимные моменты

«Напоим кукол»



Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Часть занятия



«Чистые ручки»


Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Игра


«Помощники»

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой.

Режимные моменты

«Найди пингвиненка»


Дать представление о том, что вода прозрачная.

Опыт


«Прятки»


Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной.

Опыт


«Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Часть занятия


«Будем пить»


Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Режимные моменты

«Что получиться?»


Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Опыт


«Вкусная водичка»


Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Опыт


«Заморозим»


Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

Опыт


«Разогреем»

Дать представление о том, что лед может превращаться в воду.

Опыт


«Теплая, холодная»


Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Часть занятия





«Куда делась вода?»


Выявить процесс испарения воды.

Опыт

«Откуда берётся вода?»

Познакомить с процессом конденсации.

Опыт

«Высушим»


Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Часть развлечения


Песок

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Игра

«Посыпалки»


Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Опыт


«Испечем угощение»


Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия


«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Игра

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке



Воздух

«Поймаем воздух»


Дать представление о том, что воздух не виден.

Игра


«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Опыт


«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Опыт


«Буря в стакане»


Дать представление о том, что воздух легче воды.


Игра



«Утопим игрушки»


Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»


Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Игра



«Лодочка плыви»



Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия



«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение на прогулке



Камни


«Помоем камешки»


Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт


«Легкий – тяжелый»


Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть занятия


«Теплый – холодный»


Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт


«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть занятия


«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт


«Твердый – мягкий»


Дать представление о том, что камни твердые.

Опыт


Бумага

«Бумажные листочки»


Дать представление о том, что бумага легкая.

Опыт


«Тонкая – толстая»


Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Опыт


«Порвем бумагу»


Дать представление о том, что бумага может рваться.

Опыт


«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Опыт



Приложение 2

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

  • Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);

  • Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

  • Разные виды бумаги, пластилин;

  • Красители пищевые и не пищевые;

  • Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

  • Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

  • Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

  • Детские фартуки;

  • Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

  • Схемы проведения опытов.

2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

  • Свойства воды;

  • Воздух и его свойства;

  • Твердое тело: камень; песок

  • Свойства бумаги


Приложение 3

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим из цикла

«В гостях у профессора Знайкина»
Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

1.

2.

Динами

ческая пауза
3.


Итоги

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости в свою лабораторию. Пойдем?

Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного.
Ребята, что у меня в стаканчике? Правильно.

Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бума­ги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок.
В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песоч­нице много песчинок?

Вывод: Песок состоит из множества песчинок.
А теперь давайте проведем эксперимент с песком. Что это?

Суньте руки в песок. Достаньте ручки. Они мокрые?

Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чистыми?

Это потому, что песок сухой, он легко стряхивается с рук. А теперь давайте польем песок.
Суньте в него руки. Какой стал песок?

А почему песок мокрый?

Достаньте ручки. Какие стали ручки?

Стряхните ручки. Стали руки чистыми?

Это потому, что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми?

Вывод: Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый – нет.
А сейчас пойдемте мыть руки.

Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами два тазика с песком. Определите, где находится мокрый песок.
Давайте испечем угощение для наших мам: скатаем колобки и сделаем «пирожные» с помощью формочек.

Д/игра «Угощение для мамы»

Какие красивые у вас получаются «пирожные»! Песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Давайте попробуем слепить угощение из сухого песка. У вас получается?

Почему?

Почему песок не лепится?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет.
Нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали?

Давайте попрощаемся с профессором Знайкиным.



Да
Одеваются, проходят
Песок


Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины.
Ответы детей


Песок

Нет
Да
Дети поливают песок так, чтобы он стал влажным

Мокрый

Потому что его полили водой

Грязные, мокрые

Нет

Помыть их водой

Дети трогают песок в обеих емкостях, выполняя задание


Дети выполняют задание.


Нет

Потому, что песок не лепится

Потому, что он сухой

Ответы детей

До свидания
  1   2   3

Похожие:

Доклад из опыта работы iconМдоу «Улыбка» г. Нерюнгри, >ул. Сосновая 6/1, т. 6-95-07 Доклад из опыта работы на тему
«Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем»
Доклад из опыта работы iconСообщение из опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Чупиной Елены Викторовны
Основная идея опыта нашей работы – развивать личность дошкольника во всех видах музыкальной деятельности
Доклад из опыта работы icon3  Теоретическое обоснование опыта. Этапы работы  
Автор опыта: Саликова Галина Александровна  воспитатель мбдоу детский сад №16 «Ласточка» 
Доклад из опыта работы iconПоловое просвещение подростков теория и практика обобщение опыта работы свердловского областного
В результате, совместно с моими российскими коллегами, был разработан спецкурс для обучения медицинского персонала, ведущего работу...
Доклад из опыта работы iconИз опыта работы учителя начальных классов
Из опыта работы учителя начальных классов Максимовой О. В. (методические рекомендации)
Доклад из опыта работы iconУроках музыки Идея опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся...
Доклад из опыта работы iconОпыта работы
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» автор Н. В. Клочко
Доклад из опыта работы iconИз опыта работы воспитателя мдоу «Центр – детский сад №115» Сидоренко Людмилы Анатольевны Содержание работы по обеспечению безопасности жизни с дошкольниками
Из опыта работы воспитателя мдоу «Центр – детский сад №115» Сидоренко Людмилы Анатольевны
Доклад из опыта работы iconОрганизация работы с младшими школьниками в начале учебного процесса
Из опыта работы учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
Доклад из опыта работы iconИтоги одного года Перед вами Публичный доклад Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Перед вами – Публичный доклад Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11. Доклад...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница