В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века 




PDF просмотр
НазваниеВ  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века 
Дата конвертации24.12.2013
Размер41.5 Kb.
ТипДокументы
Е.М. САЕНКОВА 
«КРЕСТ 
ЦАРЯ 
КОНСТАНТИНА» 
В 
КРЕМЛЕВСКИХ 
БОГОСЛУЖЕНИЯХ  ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ  XVII  -  НАЧАЛА  XVIII 
ВЕКА 
 
Долгожданная  святыня,  «Крест  царя  Константина»  был  принесен  из 
Вато- педского монастыря в Москву при царе Алексее Михайловиче в 1655 г. 
Все  перипетии  его  приобретения  были  изложены  еще  в  работах 
исследователей XIX века1. История реликвии рассмотрена в ряде статей Б.Л. 
Фонкича2. 
Известно,  что  «Крест  царя  Константина»  находился  в  ризнице 
Благовещенского  собора,  но  иногда  выдавался  на  богослужения  в  другие 
кремлевские  церкви.  Существуют  сведения  о  том,  что  его  приносили  в 
придворный  храм  Воскресения  Христова3.  Источники  сообщают  также  о 
присутствии  святыни  на  богослужениях  Успенского  собора  и  участии  в 
крестных ходах. Рассмотрим эти сообщения. 
Подобно другим принесенным с Востока святыням - иконе «Богоматерь 
Влахернская»4,  Ризе  Господней5,  мощам  трех  святителей  и  другим,  «Крест 
царя Константина» был сразу введен в богослужебный обиход и стал одной 
из  самых  почитаемых  московских  святынь.  Вероятно,  самое  раннее 
упоминание  участия  реликвии  в  процессиях  находится  в  «Книге  записной 
облачением и действу великого государя святейшего Никона»6. В 1655 г. 10 
декабря  в  Москве  встречали  возвращавшегося  из  Польши  с  войны  царя 
Алексея Михайловича. Патриарх Никон, встретив «большие иконы с верху», 
начал молебен в Успенском соборе, а затем крестный ход вышел из Кремля. 
На  Лобном  месте  архидиакон  произнес  большую  ектенью,  затем  процессия 
двинулась к церкви Святых апостолов Петра и Павла в Стрелецкой слободе, 
возле  которой  ожидали  государя.  «И  егда  благочестивый  государь  царь 
прииде  к  честным  иконам,  а  пред  ним,  государем  царем,  шел  Лаврентий, 
архиепископ  Тферский,  а  нес  животворящий  крест  благочестивого  царя 
Константина,  имже  победи  Максентия,  а  Савина  монастыря  архимандрит 
Никанор  нес  главу  Иоанна  Златоустаго,  а  протчия  власти  и  священницы  и 
диаконы  шли  с  иконами,  которые  были  с  ним,  государем,  в  походе»7. 
Патриарх  поднес  царю  хлеб,  соль  и  вино.  Царь  же  «поднесе  государю 
патриарху  животворящий  крест  благочестивого  царя  Константина,  и  главу 
Иоанна Златоустаго»8. 
Ряд интересных сведений о присутствии «Креста царя Константина» не-
сколько  раз  в  году  в  дни  больших  торжеств  на  службах Успенского  собора 
сообщает  «Книга  записи  ежедневных  служб,  совершавшихся  в  Успенском 
соборе»9.  Естественно,  что  «Крест  царя  Константина»  приносили  на 
богослужения,  связанные  с  празднованиями  в  честь  Креста.  Так,  на 
Крестовоздвижение  он  находится  в  Успенском  соборе:  «Ключари  сторожей 
посылают  в  Аптеку  для  гуфляной  водки  и  цветов  и  духовых  трав 
животворящему Кресту, из ризницы крест сносят с живоносным древом пред 

вечернею. И цветами обвязывают, кладут на жертвенник с пеленою, а другий 
Крест Царя Константина полагают на налой до вечера»10. Крест оставался в 
соборе  в  течение  нескольких  дней,  вероятно,  ради  празднования  именин 
царевны  Софьи.  Шестнадцатого  сентября  1685  г.  патриарх  служил 
всенощную  в  Успенском  соборе.  Во  время  чтения  Пролога  на  утрени  «на 
налое  Минею  ставят,  а  крест  Царя  Константина  снимают».  Семнадцатого 
сентября 1687 г. в «Книге записи ежедневных служб» сообщается о проводах 
реликвии:  «После  вечерни  Государь  Иоанн  и  Царевна  София  провожали 
Крест  Царя  Константина  с  Краснаго  крыльца,  и  в  то  время  звон  во  вся  с 
новым большим. Святейший встречал с кадилом»11. 
По  образцу  чинопоследования  на  Воздвижение  совершалось 
богослужение  в  другие  дни,  посвященные  прославлению  Креста.  На  первое 
августа  приходится  праздник  Происхождения  Честных  Древ,  восходящий  к 
константинопольской традиции поклонения Кресту12. Андрей Боголюбский в 
этот же день установил торжество в честь Спаса и Богоматери. В отличие от 
праздника  Покрова  или  памяти  Леонтия  Ростовского,  оно  не  получило 
широкого  распространения.  В  XIII—XIV  вв.  упоминание  о  нем  содержится 
лишь  в  нескольких  рукописях  ростовского  происхождения13.  Праздник, 
очевидно, был реанимирован в Москве в грозненское время и получил новую 
интерпретацию в свете современных событий. В XVI в. поход князя Андрея 
на  Волжскую  Болгарию  был  переосмыслен  в  связи  с  военными  действиями 
против Казани, и в московских Чиновниках пояснялось, что князь Андрей в 
этот  день  победил  казанцев:  «А  на  Происхожде-  ниев  день  честнаго  креста 
бывает ход освящения  ради  воднаго и  просвещения  ради людского  по  всем 
градом  и  весем.  Еже  и  сие  несть  просто  установлено,  но  на  воспоминание 
древних  чудес,  содеявшихся  животворящим  крестом  и  иконою  пречистыя 
Богородицы  Владимирская  во  дни  княжения  благовернаго  великого  князя 
боголюбивого  и  греческаго  царя  Мануила.  Изшедшим  им  во  един  день  на 
противныя  —  князь  великий  Андрей  на  Болгары,  еже  Казанцы,  а  царь 
Мануил  на  Персы,  носящи  оба  перед  собою  животворящий  крест  и  икону 
Богоматере»14.  В  более  поздний  период  водоосвящение  1  августа  стало 
ассоциироваться  с  воспоминанием  крещения  Руси.  Так  же  как  и  на 
Крестовоздвижение, «Крест царя Константина» 1 августа клали на аналой в 
Успенском соборе15. 
Ассоциации  с  подвигами  императора  Константина,  естественно, 
послужили  причиной  участия  реликвии  в  событиях,  связанных  с  военными 
действиями.  «Крест  царя  Константина»  присутствовал  во  время  молебна  и 
крестного хода, которые были совершены перед Крымским походом русских 
войск  22  февраля  1687  г.  В  «Книге  записи  ежедневных  служб.»  подробно 
описана эта церемония. 
«Благовест  был  к  молебну...  повещали  властем  ключари  по  указу 
святейшего  патриарха.  Патриарх  со  властьми  пошел  в  соборную  церковь  в 
западные  двери  и  пришед  стал  у  амвона  на  орлец  и  по  чину  поклонился  и 
осенял народ. А певчие пели исполати деспота и по сем святейший патриарх 
со  властьми  пошел  в  олтарь  и  облачились  на  горнем  месте  в  молебное 

облачение.  ожидал  великих  государей.  И  как  великие  государи  шли  с 
красного крыльца с честным крестом и со св. иконами и в то время звонили 
во  вся  без  болшаго,  а  иконы  несли  протопоп  и  верховые  священники  коим 
иконам  быть  на  службе.  А  перестали  звонить,  как  вошли  в  церковь.  И  как 
великие государи пришли близ соборные церкви, прошед грановитую палату, 
и св. патриарх встречал и кадил св. иконы и великих государей. 
А  государыня  царевна  Софья  в  собор  пришла  переходами  от 
Ризположения  в  западные  двери.  И  государи  встали  на  своем  месте  и 
царевна,  помолясь  пред  царскими  дверми,  поклонились  св.  патриарху  и 
властем  и  целовали  Спасов  образ  и  Владимирской  Богородицы  и  на  налое 
Влахернской  Богородицы  и  мощи  святых  и,  приняв  благословение  у 
патриарха, и святейший благословил токмо рукою и пошли на свое царское 
место, а царевна стояла на царицыне месте, запонов не было. Поставили св. 
иконы на двух налоех широких, покрыты пелены, против патриарша места, а 
иконы были сверху, коим бысть на службе, крест царя Константина, Спасов 
образ в киоте серебреном затворы, Знамение Богородицы в киоте деревяном, 
Сергия Чудотворца Радонежского, Селунского Димитрия без киотов и мощи 
главы  святых  на  том  же  налое  со  Влахернской  Богородицею,  а  у  ковчегов 
кровли  сняты  были  и  у  Влахернской  затворы  ради  тесноты.  Великие 
государи  стояли  у  патриаршего  места,  и  по  чтении  поучения  ключари 
поставили налой широкой покрыт пеленой среди церкви. А по сторонам того 
налоя поставили по налою же. и положили на них образы. На среднем налое 
в средине Спасов образ, а по правую сторону крест царя Константина, а по 
левую  сторону  Знамение  Богородицы.  А  на  тех  налоях  что  по  сторонам  от 
Распятия  образ  великомученика  Димитрия,  а  от  патриарша  места  образ 
Сергия Чудотворца»16. 
Патриарх советовался с царевной Софьей о поучении, которое предстоя-
ло прочесть во время молебна. Затем начался молебен о победе над врагами. 
По  окончании  его  все  прикладывались  ко  кресту,  а  в  это  время  ключари 
снимали с аналоя образы, «которым быть в полках и раздавали священником 
верховым и пошли из церкви со святыми иконами в южные двери. и пошли 
по  мосту  от  южных  дверей  налево  в  Никольские  врата  со  св.  иконами. 
Напреди  несли  знамена,  а  за  ними  шли  со  святыми  иконами.  несли 
священники  напреди  две  иконы,  великомученика  Димитрия  да  Сергия 
Чудотворца. Пред ними два диакона верховые с кадилы да два церковника с 
подсвещниками. Потом несли два образа, 
Спасов  да  Знамение  Богородицы.  Перед  ними  шли  також  диаконы  и 
церковники... За ними несли священники честной крест царя Константина, и 
пред  ним  також  два  диакона  с  кадилы  да  два  церковника  с 
подсвещниками»17.  За  крестом  шел  чудовский  архимандрит,  а  затем  цари  и 
царевна Софья, бояре и полководцы. 
После  того,  как  процессия  вышла  из  Никольских  ворот,  цари,  бояре  и 
воеводы целовали иконы и знамена. Затем цари и царевна Софья вернулись в 
Кремль, а боярин Василий Голицын «со товарищи» и думный дворянин Иван 
Леонтьев  с  архимандритами  и  игуменами  продолжили  шествие.  Около 

Казанского  собора  крестный  ход  разделился.  Часть  процессии  направилась 
ко двору В.В. Голицына. 
За одним из знамен несли образ Спасителя и «Крест царя Константина». 
Процессия пришла к церкви Воскресения, которая находилась на дворе В.В. 
Голицына. Святыни встречали с колокольным звоном. Посреди церкви были 
поставлены два аналоя, на которые положили принесенные из Кремля образ 
и «Крест царя Константина», к которым приложился В.В. Голицын. В дома 
других  воевод  были  отправлены  другие  святыни.  Так,  к  князю  В.Д. 
Долгорукову понесли образ преподобного Сергия, к боярину А.С. Шеину — 
икону Знамения. 
Эта процессия представляется тем более удивительной, что «Крест царя 
Константина» не выносили на протяжении второй половины XVII в. даже во 
время больших крестных ходов. Очевидно, подобное действо совершили по 
распоряжению  царевны  Софьи,  и  оно  было  призвано  продемонстрировать 
полномочия  В.В.  Голицына,  в  домовую  церковь  которого  была  принесена 
столь значимая святыня. 
Если во второй половине XVII в. «Крест царя Константина» достаточно 
редко  присутствовал  на  богослужениях,  то  в  Синодальный  период  его 
выносили на все сохранившиеся в Кремле ходы, большие и малые. В «Книге 
записи ежедневных служб» было помещено указание о последовательности, 
в  которой  шествие  должно  было  двигаться  по  городу.  «Наперед  носятся 
хоругви, за ними  идут приходских церквей Диаконы, а по том Священники 
по  два  в  ряд,  за  оными  святыя  иконы,  а  из  Успенскаго,  Архангельскаго, 
Голстунскаго  и  Покровскаго  Соборов  и  из  прочих  мест,  а  в  большие 
крестные  ходы  носятся  в  прибавок  к  тем  из  Верхоспасскаго  Собора 
Нерукотворенный  образ,  за  ним  ходит  того  Собора  Протопоп,  из 
Благовещенскаго  образ  Пресвятой  Богородицы  блаженное  чрево,  за  ним 
ходит  Ключарь  Благовещенский,  по  том  идут  протопопы  Архангельскаго  и 
ружных Соборов, а за ними синодальные певчие, после их Успенские собо-
ряне, за коими крест царя Константина и образ Петровския Божия Матере... 
В  большие  же  ходы  вместо  Петровския  Богоматери  носится  из  Успенскаго 
Собора  образ  Владимирския  Пресвятыя  Богородицы,  у  которого  пелену 
поддерживает  Успенский  Ключарь»18.  Вероятно,  столь  частое  участие 
реликвии  в  крестных  ходах  в  XVIII  в.  может  быть  объяснено  изменением 
исторической  ситуации  в  отношении  с  Ватопедским  монастырем.  В  этот 
период  афонские  монахи  не  настаивали  столь  активно  на  возвращении 
креста. Правительство регулярно отправляло туда денежные пожертвования, 
которые со временем прекратились19. 
 

Извеков  Н.Д.  Московский  придворный  Благовещенский  собор.  М.,  1911.  С.  100; 
Кап-  терев  Н.Ф.  Характер  отношений  России  к  православному  Востоку  в  XVI  и  XVII 
столетиях. М., 1885. С. 63-70. Крест пропал в 1812 г. и был заменен копией. 

Фонкич Б.Л. «Крест царя Константина» и «Глава Иоанна Златоуста». Ватопедские 
святыни в Москве XVII века // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского 
мира.  Тез.  докл.  и  материалы  международного  симпозиума.  М.,  2000.  С.  90-91;  Он  же. 

Чудотворные иконы и священные реликвии Христианского Востока в Москве в середине 
XVII в. // Очерки феодальной России. 2001. Вып. 5. С. 88-89. 

Извеков  Н.Д.  Церкви  во  имя  Воскресения  Христова  и  Воздвижения  Честнаго 
Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 14. 

Саенкова  Е.М.  Константинопольская  святыня  «Богоматерь  Влахернская»  в 
богослужении  Успенского  собора  Московского  Кремля  в  последней  трети  XVII  в.  // 
Византия  и  Запад  (950-летие  схизмы  христианской  церкви.  800-летие  захвата 
Константинополя  крестоносцами).  Тез.  докл.  XVII  Всероссийской  научной  сессии 
византинистов. Москва, 26-27 мая 2004 г. М., 2004. С. 153-154. 

Голубцов  А.П.  Чиновники  Московского  Успенского  собора  и  выходы  патриарха 
Никона.  М.,  1908.  С.  86;  Баталов  А.Л.  Гроб  Господень  в  сакральном  пространстве 
русского храма XVI-XVII веков // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 520-522. 

ГИМ.  Син.  93.  Опубликована  А.П.  Голубцовым  (ГолубцовА.П.  Чиновники 
Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908). 

Голубцов  А.П.  Чиновники  Московского  Успенского  собора  и  выходы  патриарха 
Никона. С. 236. 

Там же. 

«Книга  записи  ежедневных  служб,  совершавшихся  в  Успенском  соборе  и  об 
особых  службах  и  крестных  ходах  1666-1743  годах»  (ГИМ,  Успен.  89).  Далее  -  «Книга 
записи  ежедневных  служб».  Как  нам  удалось  установить,  именно  этот  источник  был  не 
полностью  и  с  ошибками  опубликован  Н.И.  Новиковым  в  Древней  Российской 
вивлиофике  под  названием  «Устав  Московских  патриархов»,  т.  10-11.  В  работе 
присутствуют  ссылки  и  на  издание  Новикова,  а  где  необходимо  -  и  на  текст  самой 
рукописи. 
10 
Книга записи ежедневных служб // ДРВ. М., 1789. Ч. 10. С. 20. 
11 
Там же. С. 28. 
12 
Квливидзе 
Н.В. 
Происхождение 
честных 
древ 
Креста 
Господня. 
Константинопольские  реликвии  в  русской  иконографии  //  Реликвии  в  искусстве  и 
культуре восточнохристианского мира. С. 85-86. 
13 
Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. С. 108-109. 
14 
Голубцов  А.П.  Чиновники  московского  Успенского  собора  и  выходы  патриарха 
Никона. С. 69-70. 
15 
Книга записи ежедневных служб. С. 402. 
16 
Книга записи ежедневных служб. - ГИМ, Успен. 89. Л. 281-281 об. 
17 
Там же. Л. 284. 
18 
Книга записи ежедневных служб // ДРВ. С. 161. 
19 
Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII 
столетиях. М., 1885. С. 66-70. 
 
 
 


Похожие:

В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconВ. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов философских факультетов...
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconДачная застройка второй половины ХХ века, как  явление полупрофессиональной архитектуры 
Предложенная  статья  посвящена  дачной  застройке  второй  половины XX века.  В 
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconСтановление ценностного подхода в образовании россии второй половины XIX начала XX в.
Охватывают всю территорию Российской империи второй половины XIX – начала XX в. Особое внимание уделяется области Великороссии, границы...
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconРазвитие традиций трудового воспитания в России второй половины XIX начала XX в.
Охватывают практически всю территорию Российской империи последней четверти XVII — начала ХIX в. Особое внимание было уделено исторической...
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconСтановление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX начала XX века
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconЛитература позднего средневековья ( XIV в.). «Век Чосера»
Средние века (V-XV вв.). Эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.) Период буржуазной революции и Реставрации (XVII в.). Эпоха Просвещения...
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconКонтрольная работа №2 по теме Европа на новом этапе развития (сер. XVII-XVIII вв.)
Англии в середине XVIII в г в английских колониях в Северной Америке в конце XVIII в
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconXviii век. Сборник Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала ХIХ века. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Л., 1969. Под
Сборник Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала ХIХ века. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Л., 1969....
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  iconИсторию творят люди. Изучение их деятельности важнейшая задача. Наш край заселялся со второй половины восемнадцатого и до начала двадцатого века. До середины
Центральной и Западной России поток переселенцев на север Каинского уезда Томской губернии возрос в несколько раз. Этому в первую...
В  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века  icon«Человек немыслим вне общества» (Л. Н. Толстой) Лев Николаевич Толстой великий русский писатель второй половины XIX начала XX вв. Его творчество поражает
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница