Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века»




НазваниеУрок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века»
страница1/5
Дата конвертации14.12.2013
Размер0.52 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
Урок 4

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы нарягая,

Мужала с гением Петра

А.Пушкин

1Вступительное слово, повторение и обобщение пройденного. Беседа

Черты развития русской литературы XVIII века.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(становление государсвенности и секуляризация культуры связано с Петром I)

XVIII в. – время перелома и эпоха накопления. В литературе – время формирования новой русской литературы, которая

- приобретает светский характер

- вымысел признается одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения (это поизошло во второй трети XVIII века)

- Каковы особенности проявления категории «вымысел» в ДРЛ?

(Практически не было, соответствовала некоторым жанрам и служила цели создания образа, н-р, в житийном жанре, в чудесах)

- создается новая система жанров.

Русская литература XVIII века сохранила и преумножила лучшие качества литературы предшествующего периода.

- Какие?

(патриотизм, связь с УНТ, интерес к человеческой личности)

- Вывела на новый уровень обличительную направленность против социальных пороков, сатирическое осмеяние человеческих и счоциальных пороков

- Главная особенность – нерасторжимая связь со временем. Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, она вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество

- отсюда и главная задача литературы – социально и нравственно воспитывать современника

- основная закономерность развития литературы этого времени – процесс ее неуклонной демократизации. Вместо образованного монаха, мудрого князя автором произведений становится «грамотей, пишущий по заказу или прямо «по указу» царя». Изменился и герой – теперь это умный, хитрый, находчивый человек, добивающийся успеха. независимо от социального положения

- особой популярностью пользуется разнообразная беллетристика

- журналы

Херасков «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение»

Новиков – «Трутень», «Адская почта» (Эмин), «Пустомеля»

Екатерина II – «Всякая всячина»

Газета «Санкт-Петербургские ведомости»

- вместе с тем велика роль литературы XVIII века в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем «золотом веке»

2 Работа со ст. в учебнике и составление таблицы «Русская литература XVIII века» с. 35-41


Период

Характерные черты

Имена

Конец XVII – первые десятилетия XVIII в. Литература Петровского времени

Требование времени – подчинить деятельность гражданина «общественной пользе»

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович

1730 - 1750

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Осуществление стихотворной реформы – силлаботоническое стихосложение

А.Д.Кантемир

В.К.Тредиаковский

М.В.Ломоносов

А.П.Сумароков

1760 – первая половина 1770-х гг.

Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. Поэзия уступает место прозе.

В.И.Майков

М.Д.Чулков

Н.И.Новиков

В.В.Тузов

М.М.Херасков

Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, стремление к реалистическому изображению действительности. Просветительские идеи, борьба с социальными пороками

Д.И.Фонвизин

Г.Р.Державин

А.Н.Радищев

И.А.Крылов

Н.М.Карамзин

И.И.Дмитриев


Определение понятия классицизм.

3 Запись в тетради. Работа со ст. в учебнике «Классицизм» с. 39

- истоки – Франция, Италия XVII- XVIII вв., в воззрениях драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство»

- основное свойство – обращение к образцам античности, нормативная поэтика

- в основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе», все подчинено строгой регламентации,правилам

- Характерные черты

А) культ разума

Б) художественное произведение организуется как искусственное, логически посторенное целое

В) строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

Г) жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные чкрты и свойства

Д) человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (говорящие фамилии), положительные и отрицательные герои противопоставляются

Е) идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

- подчеркнутая объективность повествования

- активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Для пьес эпохи классицизма характерно

- система амплуа – типов характера, переходящих из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник)

- сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике

- порок всегда наказан, добродетель торжествует

- принцип трех единств

А) времени – действие развивается не более суток

Б) места – автор не должен переносить действие из одного места в другое

В) действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено, нет побочных персонажей

- композиция

А) 4 акта – в 3 – кульминация, в 4 – развязка

- с главными персонажами знакомят второстепенные
Иерахия жанров

Высокие

трагедия, эпопея, ода

Низкие

комедия, сатира, басня

В них отражалась общественная жизнь, история

Герои – полководцы, монархи

Мифологические и библейские сюжеты

Идея служения государству, выполнению гражданского долга

Александрийский стих

Повседневная жизнь обычных людей

Использование прозы и разностопных стихов, бытовых деталей и разговорного стиля речи



Особенности классицизма в России

Формирование русского классицизма было обусловленовозникновением и развитием нового типа общественного сознания. Русскому классицизму оказались присущи типологические особенности европейского (прежде всего французского) классицизма

- нормативность и жанровая регламентация

- признание рационализма ведущей эстетической категорией, а разума – верховным судьей над окружающим миром

- резкое деление на положительных и отрицательных героев

- отсутствие динамики в образах, абстрагирование при создании образа

- требования от искусства правдоподобия, которое узко понимается и выражается в принципе трех единств

Однако формирование РК происходило позднее, чем в европейских странах, хотя в относительно сходных условиях укрепления абсолютизма), когда на смену рационализму пришло просветительство.

Особенности русского классицизма

- направленность на сущностные вопросы русской жизни, ей свойственен общественный, гражданский пафос

- обличительная направленность

- требование развивать образование, установить твердые законы, признать естественное равенство людей, внесозловную ценность человека

- связь с национальной традицией и УНТ

(А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве)

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Классицизм в России

Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.

Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.

Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.

«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э.Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.

Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.

В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.

Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.

Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М.В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая - для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н.И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».

1757 г - открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.

Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».

До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.

Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.

Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф.Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.

Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И.А. Батова, ценились произведения Д.С. Бортнянского, В.Н. Фомина.

В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П.С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.

Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.

Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.

Классицизм во Франции:

«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.

Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.

В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».

Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.

«Освобожденный Иерусалим» - главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.

«Танкред и Эрминия» - Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.

«Аркадские пастухи» - проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.

«Пейзаж с Полифемом» - Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.

На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.

ДЗ Пересказ ст. о классицизме

чтение комедии «Мещанин во дворянстве»

индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»


Урок 5

Ж.-Б. Мольер. Очерк жизни и творчества.
Цель – знакомство с биографией и очерком творчества Ж.Б.Мольера
1Повторение пройденного в форме письменной контрольной работы

- Отличительные особенности литературы XVIII столетия (перечислить)

- Основные направления в литературе и искусстве XVIII века

- С чем связано появление классицизма в Европе и России? (где и когда появился?)

- Дайте определение классицизма как литературного направления

- Основные черты европейского классицизма (тезисно перечислить)

- Подробно опишите, в чем заключается принцип «трех единств»?

- В чем состоит теория жанрового деления?

2 Вступительное слово о Мольере

Мольер – художник слова, органически впитывающих в себя черты классицизма и бароко. Он творец нового слова в искусстве. Создает особый театр с особым миром, в котором присутствует игра страсти и разума, где «сплошь и рядом ситуация, догадка, безудержная фантазия и эмоции одерживают верх над сугубо рационалистическим подходом к жизни». Он возвеличил комедийный жанр. Трагическое и комическое, возвышенное поэтическое и низкое прозаическое находятся в причудливой связи. Это своеобразный «смех сквозь слезы». Поэтику Мольера,его театр трудно обозначить одним понятие. Он был новатором с первых же шагов на сцене, он никогда не замыкался в рамках одного направления – господствующего классицизма.

3 Индивидуальное сообщение «Ж.-Б. Мольер. Очерк жизни и творчества».

4 Тезисное конспектирование

- настоящее имя Ж.- Б.Поклен (1621-1673), сын королевского обойщика

- образование в Клермонском (юридическом) колледже

- 1 января 1644 г. – открытие Блистательного театра, в числе его создателей имена Мольера, семьи Бежаров. Осенью 1645 г. – разорение театра

- Первый парижский период его театральной карьеры был бесславным и продолжался около года

- долговая тюрьма, провинциальные гастроли (1645-1658)

- цель – изменить статус и смысл своего ремесла

- комедия дель арте – театр импровизации, Мольер начал варьировать сюжеты, набрасывать роли – становится драматургом. Наиболее выдающиеся произведения – «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» (1670 г.), «Тартюф» и «Мезантроп»

- создатель комедии-характера, где главную роль играло не действие, а нравсттвенно-психологическое состояние героя

- умер на сцене во время представления собственой комедии «Мнимый больной»

ДЗ Соблюдены ли в комедии Мольера требования классицизма?

Подтвердите свои наблюдения текстом
  1   2   3   4   5

Похожие:

Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconКласс: 10 Зачёт №1 Русская литература первой половины 19 века
Россия в первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconУроки, посвященные «Слову о полку Игореве», общей харак
«Литература xviii века в восприятии современного читателя», «В чем особен ности изображения внутреннего мира героев русской литерату...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconИсследование бытия и распада жанровой системы русской поэзии xviii-начала XIX века
Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. — Языки славянской культуры,...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconПрограмма авторского спецкурса Н. В. Ковтун Образ идеального общества в русской прозе XVIII хх вв
Цель: представить идеологию и художественное своеобразие русской повествовательной утопии, осмыслить характер развития утопии как...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconТематическое планирование и основное содержание курса «Литература» 10 класс
Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. Из истории русской литературы XIX века
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconПериодизация русской литературы 19 века
Зря! Любовь к литературе не мешает знанию дат. В основе период. Лежит тот факт, что литература меняется, а в определенную эпоху произведения...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconУчебник «История русского литературного языка (середина XVIII конец XX века)»
Учебник «История русского литературного языка (середина XVIII конец XX века)» предназначен для студентов отделений русской
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconПроект «Школьный бал» Руководители проекта
Изучение русской литературы 19 века невозможно без постижения быта и традиций русского дворянства. Бал один из важных элементов жизни...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconКонтрольная работа №2 по теме Европа на новом этапе развития (сер. XVII-XVIII вв.)
Англии в середине XVIII в г в английских колониях в Северной Америке в конце XVIII в
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Цель общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века» iconИстория русской литературы второй половины XIX века учебно-методическое пособие
Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница