Инструкция по выполнению работы 




Скачать 80.05 Kb.
PDF просмотр
НазваниеИнструкция по выполнению работы 
Дата конвертации22.12.2012
Размер80.05 Kb.
ТипИнструкция


Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Демонстрационный вариант  
экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной 
(итоговой) аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, 
освоивших основные общеобразовательные программы основного 
общего образования 
 
 
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной 
работы 
 
 
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом  2011 года следует 
 
иметь  в  виду,  что  задания,  включенные  в  демонстрационный  вариант,  не 
Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) 
отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью 
по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные 
вариантов  КИМ  в 2011 году.  Полный  перечень  элементов  содержания, 
программы  
которые  могут  контролироваться  на  экзамене   2011  года,  приведен  в 
 
кодификаторе элементов содержания, размещенном на сайте www.fipi.ru. 
 
 
 
Назначение  демонстрационного  варианта  заключается  в  том,  чтобы 
 
дать  возможность  любому  участнику  экзамена  и  широкой  общественности 
Демонстрационный вариант  
составить  представление  о  структуре  будущей  экзаменационной  работы, 
числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии 
контрольных измерительных материалов для проведения  
оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот 
в 2011 году государственной (итоговой) аттестации  
вариант,  позволят  составить    представление  о  требованиях  к  полноте  и 
(в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших 
правильности записи  развернутого ответа.  
основные общеобразовательные программы основного 
общего образования 
 
 
 
 
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением 
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 




Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
Часть 1 
При  выполнении  заданий  А1–А24  из  четырех  предложенных  вариантов 
выберите  один  верный.  В  бланке  ответов  № 1 справа  от  номера 

Демонстрационный вариант 2011 года 
выполняемого  вами  задания  поставьте  знак «×» в  клеточку,  номер 
 
которой соответствует номеру выбранного вами ответа. 
Инструкция по выполнению работы 
 
 
А1 
Применение  какого  научного 
На  выполнение  экзаменационной  работы  по  биологии  дается 2,5 часа 
метода  иллюстрирует  сюжет 
(150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания. 
картины  голландского  худож-
Часть 1 содержит 24 задания  (А1–А24).  К  каждому  заданию 
ника  Я. Стена  «Пульс»,  напи-
приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. 
санной в середине XVII? 
Часть 2 включает 4 задания  с  кратким  ответом  (В1–В4).  Ответы  на 
 
задания  частей 1 и 2 укажите  сначала  на  листах  с  заданиями 
1) моделирование 
экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в 
2) наблюдение 
качестве  ответа  требуется  записать  последовательность  цифр,  при  переносе 
3) эксперимент 
ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, 
4) измерение  
пробелов и прочих символов. 
 
Для  исправления  ответов  к  заданиям  частей 1 и 2 используйте  поля 
 
бланка ответов № 1 в области «Замена ошибочных ответов».  
 
Часть 3 содержит 4 задания  (С1–С4),  на  которые  следует  дать 
 
развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке № 2.  
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для 
 
экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, 
 
и  переходите  к  следующему.  Если  после  выполнения  всей  работы  у  вас 
 
останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.  
 
Баллы,  полученные  вами  за  все  выполненные  задания,  суммируются. 
 
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально 
 
возможное количество баллов.  
А2 
Какую 
из 
перечисленных 
функций 
 
выполняет  изображенный  на  рисунке 
Желаем успеха! 
органоид клетки? 
 
1) синтез белка  
2) выделение 
3) фотосинтез   
4) дыхание  
 
А3 
Что содержится в черных шариках на концах длинных ответвлений у гриба 
мукора? 
 
1) микроскопические семена 
2) питательные вещества  
3) минеральные соли 
4) споры 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 

© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 






Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
 
А4 
Представители  какого  отдела  царства  Растения 
А9 
Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека? 
изображены на рисунке? 
 
 
1) кровеносную 
1) Моховидные 
2) эндокринную 
2) Голосеменные 
3) пищеварительную 
3) Покрытосеменные 
4) выделительную 
4) Хвощевидные 
 
 
А10   Рассмотрите  рисунок  рефлекторной  дуги.  Под  каким  номером  на  нем 
 
изображен рабочий орган? 
 
 
 
 
 
А5 
Почему, перед тем, как поставить срезанные цветы в воду, следует удалить с 
побега все нижние листья? 
 
 
1) уменьшится испарение влаги  
1) 1 
2)  2 
3)  4 
4)  5 
2) растения станут более привлекательными   
 
3) повысится скорость фотосинтеза в оставшихся листьях  
А11  На рисунке изображен череп человека. Какой 
4) улучшится движение питательных веществ по побегу  
буквой на нем обозначена кость, защищающая 
 
слуховую зону коры головного мозга?  
 
А6 
Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для 
 
бабочки капустной белянки? 
 
 
 
1) яйцо → бабочка  
1)  А 
2) яйцо → бабочка → личинка  
2)  Б 
3) яйцо → личинка → куколка → бабочка 
3)  В 
4) яйцо → куколка → личинка → бабочка 
4)  Г 
 
А7 
Определите  по  внешнему  виду  клюва  попугая, 
 
чем он питается в естественной среде?  
 
 
A12  До  применения  вакцин  многие  дети  в  нашей  стране  болели  коклюшем. 
1) летающими насекомыми 
Какой  иммунитет  возникает  после  перенесения  человеком  этого 
2) мышевидными грызунами 
инфекционного заболевания? 
3) твердыми плодами 
1)  естественный врожденный 
4) зелеными побегами    
2)  искусственный активный 
3)  естественный приобретенный 
 
А8 
4)  искусственный пассивный 
Что отличает  человекообразную обезьяну от человека? 
 
 
1) общий план строения 
2) уровень обмена веществ  
3) строение передних конечностей 
4) забота о потомстве 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 

© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 




Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
 
А13  Кровь  в  организме  человека  превращается  из  венозной  в  артериальную 
А17  Какой из приведенных видов деятельности человека по И.П. Павлову может 
после выхода из 
быть отнесен к условно-рефлекторной? 
 
 
1) капилляров легких 
1) соблюдение привычного режима дня 
2) левого предсердия 
2) поворот человеком головы на незнакомый звук 
3) капилляров печени 
3) написание картины художником 
4) правого желудочка 
4) отдергивание руки от горячего предмета 
 
 
А14  Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале 
A18  Ношение очков с двояковыпуклыми линзами помогает при 
человека? 
 
 
1) дальнозоркости 
1) участвуют в образовании витаминов 
2) дальтонизме 
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания 
3) катаракте 
3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества 
4) близорукости 
4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей 
 
 
A19  Рассмотрите рентгеновский снимок нижней конечности 
А15  Содержание,  какого  витамина  в  организме  человека  пополняется  за  счет 
человека. Какая травма опорно-двигательного аппарата 
процедуры, изображенной на фотографии? 
изображена на снимке? 
 
 
1) вывих  
2) перелом 
3) разрыв связок 
4) ушиб 
 
 
 
A20  На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде 
обитания должно жить животное, чтобы так питаться?  
 
Рацион питания млекопитающего
 
1) D 
2)  С 3) 
А 4) 
В1 
листья многолетних растений
 
травы
А16  Обонятельные рецепторы у человека  расположены в  
водяные растения
 
1) ротовой полости 
2) носовой полости 
1) почвенной 
3) области мягкого неба 
2) организменной 
4) области гортани 
3) наземно-воздушной 
4) водной 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 

© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 




Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
 
A21  Благодаря деятельности дождевых червей в экосистемах происходит 
A24  Каким  критерием  вида  из  числа  перечисленных  вы  воспользуетесь, 
 
определяя видовую принадлежность изображенных на рисунках животных?  
1) подавление развития почвенных организмов 
 
2) повреждение корней растений  
 
3) распространение возбудителей заболеваний растений 
 
4) повышение плодородия почвы 
 
 
 
А22  Изучите  график  зависимости  скорости  фотосинтеза  от  концентрации 
1) этологическим  
углекислого газа. (По оси x – отложена концентрация углекислого газа, а по 
2) физиологическим 
оси  у – относительная  скорость  фотосинтеза.)  Чему  будет  равна 
3) экологическим 
относительная  скорость  фотосинтеза,  если  концентрация  углекислого  газа  в 
4) географическим 
воздухе теплицы будет составлять 0,03%?       
 
 
Часть 2 
 
Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность 
цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера 
соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру 
пишите  в  отдельной  клеточке  в  соответствии  с  приведенными 
образцами. 

 
B1 
Чем  отличаются  покрытосеменные    растения  от  голосеменных?  Выберите 
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  
 
1) характеризуются многообразием жизненных форм 
2) размножаются семенами  
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы  
4) способны образовывать обширные леса  
5) образуют сочные и сухие плоды 
 
 
6) опыляются насекомыми и птицами 
1) 
10 
   2) 
18 
 
   3) 
25 
 
   4) 
32 
Ответ: __________________ 
 
 
B2 
Установите  соответствие  между  железой  и  характеристикой,  которая  ей 
A23  Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже 
соответствует.  Для  этого  к  каждому  элементу  первого  столбца  подберите 
таблицы, имеется определенная связь. 
позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  
Объект 
Процесс 
 
ядро 
хранение информации  
ХАРАКТЕРИСТИКА  
               ЖЕЛЕЗА  
 
… 
деление клетки 
A)  недостаток вырабатываемого гормона вызывает 
1)  надпочечник  
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 
сахарный диабет  
 
Б)  вырабатывает гормон инсулин  
2)  поджелудочная  
1) митохондрия 
В)  железа смешанной секреции  
 
2) клеточный центр 
Г)  вырабатывает гормон адреналин  
 
3) рибосома 
Д)  состоит из коркового и мозгового слоя  
 
 
4) вакуоль 
E)  железа парная  
 
 
 
А 
Б 
В 
Г 
Д 
Е 
 
 
 
 
 
 
 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 

© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
10 

Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
B3  Расположите  в  правильном  порядке  пункты  инструкции  по  работе  с 
Часть 3 
 
фиксированным  микропрепаратом  крови  лягушки.  В  ответе  запишите 
Для ответов на задания этой части (С1−С4) используйте бланк ответов 
соответствующую последовательность цифр.  
№ 2. Запишите  сначала  номер  задания  (С1  и  т.д.),  затем  развернутый 
 
1)  зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения  
ответ к нему. 
2)  зажмите препарат крови  лапками-держателями  
 
3)  положите микропрепарат крови  на предметный столик  
С1 
Французский  писатель  гуманист  Франсуа  Рабле    вложил  в  уста  одного  из 
4)  глядя в окуляр, настройте свет  
своих  персонажей  фразу,  ставшую  крылатой: «Аппетит  приходит  во  время 
5)  медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, 
еды».  
пока не увидите четкое изображение крови лягушки  
Что  такое  аппетит?  Используя  знание  физиологического  механизма 
 
возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы. 
Ответ: __________________ 
 
 
Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных» 
 
 
 
B4 
Вставьте  в  текст  «Биосинтез  белка»  пропущенные  термины  из 
и выполните задания  C2–C3. 
 
 
 
предложенного  перечня,  используя  для  этого  цифровые  обозначения. 
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ 
Запишите  в  текст  цифры  выбранных  ответов,  а  затем  получившуюся 
Биологи XIX в.  Ж.-Б. Ламарк  и  Ч. Дарвин  по-разному  объясняли 
последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.  
причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у 
 
животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к 
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА  
образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться 
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические 
в  достижении  своих  целей  и,  таким  образом,  приобретать  новые  свойства. 
для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о 
Так,  по  мнению  Ламарка,  у  жирафа,  добывающего  пищу  на  высоких 
структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается 
деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки 
с  синтеза ______(Б),  а  сама  сборка  происходит  в  цитоплазме  при 
на  ногах,  а  у  оленей,  вынужденных  бодаться,  появились  рога.  Недаром 
участии ______(В). 
Первый 
этап 
биосинтеза 
белка 
получил 
ученый  считал,  что  не  упражняемый  орган  постепенно  исчезает,  а 
название _________(Г), а второй – трансляция.  
упражняемый  совершенствуется.  Кроме  того,  Ламарк    полагал,  что 
 
Перечень терминов: 
приобретенные  организмом  в  результате  упражнений  признаки  всегда 
1)  иРНК  
полезны, и они обязательно наследуются.    
2)  ДНК  
Ч. Дарвин,  пытаясь  выяснить  механизм  эволюции,  предположил,  что 
причинами  появления  отличий  между  особями  одного  вида  являются 
3)  транскрипция  
наследственная  изменчивость,  борьба  за  существование  и  естественный 
4)  мутация  
отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из 
5)  ген  
них  наследуются.  В  природе  между  особями  происходит  борьба  за  пищу, 
6)  рибосома  
воду,  свет,  территорию,  полового  партнера.  Если  новые  признаки 
7)  комплекс Гольджи  
оказываются  полезными  для  особи  в  определенных  условиях  среды, 
8)  фенотип 
помогают  выжить  и  оставить  потомство,  то  они  сохраняются  естественным 
 
отбором  и  закрепляются  в  поколениях  в  процессе  размножения.  Особи  с 
А 
Б 
В 
Г 
вредными  признаками  отсеиваются.  Свои  предположения  ученый 
 
 
 
 
подтвердил,  наблюдая  за  работой  селекционеров.  Он  обнаружил,  что  в 
 
процессе 
искусственного 
отбора 
человек 
скрещивает 
особей 
с 
 
определенными,  нужными  селекционеру,  признаками  и  получает 
 
разнообразные  породы  и  сорта.  Ч. Дарвин  предположил,  что  в  природе 
 
происходит  нечто  подобное.  В результате  естественного  отбора  возникают 
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. 
особи,  обладающие  новыми  приспособлениями  к  условиям  окружающей 
 
среды.  
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
11 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
12 

Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
 
 
 
C2 
Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных». Заполните 
С4 
Изучите  таблицу  «Влияние  основных  факторов  на  здоровье  человека». 
 
в  таблице   «Сравнительная  характеристика   ученых  на  причины 
Ответьте на вопросы. 
 
возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами 
Таблица. Влияние основных факторов на здоровье человека (в %) 
1, 2, 3.  
Образ 
Внешняя 
При  выполнении  задания  перерисовывать  таблицу  не  обязательно. 
Факторы риска 
Наследственность 
жизни 
среда 
Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.  
Влияние факторов на популяцию 
 
50–55 20–25 
15–20 
людей в целом в % 
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ УЧЕНЫХ НА 
В возникновении отдельных нарушений здоровья: 
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У 
Ишемическая болезнь сердца 
60 
12 
18 
ЖИВОТНЫХ  
Рак 
45 
19 
26 
Сахарный диабет 
35 

35 
Вопросы для сравнения 
По Ламарку 
По Дарвину 
Пневмония 
19 
43 
18 
(воспаление легких) 
 
 
 
Каковы  причины  появления  Внутреннее  стрем-

Травмы 
65 
27 

рогов у предка оленя?   
ление  к  совершен-
(транспортные, бытовые,  
ству  через  упраж-
производственные) 
нения.  
 
Каково  значение  новых 
2 
Могут  быть  вредными  и 
Какое из приведенных нарушений здоровья в наибольшей степени связано с 
признаков для организмов? 
полезными. Новые призна-
образом  жизни  человека?  Предложите  не  менее  двух  рекомендаций  по 
ки либо сохраняются, либо 
снижению вредного воздействия данного фактора риска на здоровье ученика 
отсеиваются.  
в школе. 
Будут  ли  через  несколько 

Щенята  всех  поколений 
поколений  рождаться  бес-
будут  рождаться  хвоста-
хвостые  щенята,  если  их 
тыми.   
родителям удалять хвосты?  
 
 
 
 
C3 
Используя  содержание  текста  «Возникновение  приспособлений  у 
 
животных» и  знания  курса,  объясните,  каким  образом  у  клена  могло 
возникнуть приспособление к распространению плодов-крылаток.    
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
13 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
14 

Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
Система оценивания экзаменационной работы по биологии 
Часть 3 
 
 
Часть 1 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С 
 
РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ 
За верное выполнение заданий А1–А24 выставляется 1 балл. 
 
 
Задания  этой  части  оцениваются  в  зависимости  от  полноты  и 
№ задания
Ответ 
№ задания 
Ответ 
№ задания
Ответ 
правильности ответа. 
А1 4 А10 4 А19 2 
 
А2 3 А11 1 А20 3 
С1 
Французский  писатель  гуманист  Франсуа  Рабле    вложил  в  уста  одного  из 
А3 4 А12 3 А21 4 
своих  персонажей  фразу,  ставшую  крылатой: «Аппетит  приходит  во  время 
А4 1 А13 1 А22 3 
еды».  Что  такое  аппетит?  Используя  знание  физиологического  механизма 
А5 1 А14 4 А23 2 
возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы. 
А6 3 А15 1 А24 1 
 
А7 3 А16 2   
 
Содержание верного ответа и указания к оцениванию 
Баллы 
А8 3 А17 1   
 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 
А9 2 А18  

 
 
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 
 
1) Аппетит – эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в 
пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть.  
Часть 2 
2)  Аппетит  обусловлен  формированием  в  мозгу  стойких  очагов 
 
За верный ответ на каждое из заданий В1–В4 выставляется 2 балла. 
возбуждения.  Попавшая  в  желудок  пища  усиливает  импульсы  от 
За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две 
рецепторов желудка идущие в мозг, вызывая потребность в новом ее 
любые  цифры,  представленные  в  эталоне  ответа,  и 0 баллов  во  всех  других 
приеме.  
случаях.  Если  экзаменуемый  указывает  в  ответе  больше  символов,  чем  в 
правильном  ответе,  то  за  каждый  лишний  символ  снижается 1 балл  (до 
Ответ  включает  два  названных  выше  элемента  и  не  содержит 

0 баллов включительно). 
биологических ошибок. 
За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 
Ответ  включает  один  из  названных  выше  элементов  и  не  содержит 
0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.  
биологических ошибок. 
За ответы на задания В3и В4 выставляется 1 балл, если на любой одной 
ИЛИ  

позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне 
Ответ  включает  два  из  названных  выше  элементов,  но  содержит 
ответа, и  0 баллов во всех других случаях. 
негрубые биологические ошибки. 
 
Ответ  включает  один-два  элемента  при  наличии  грубых 
№ задания 
Ответ 
биологических ошибок. 
В1 
156 
ИЛИ 
Ответ  включает  один  из  названных  выше  элементов  при  наличии 

В2 
222111 
негрубых биологических ошибок. 
В3 
43251 
ИЛИ 
В4 
5163 
Ответ неправильный. 
 
Максимальный балл 

 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
15 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
16 

Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
 
 
 
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ 
C2 
Прочитайте  текст.  Заполните  в  таблице   «Сравнительная  характеристика  
 
взглядов  ученых  на  причины  возникновения  приспособлений  у  животных» 
Биологи XIX в.  Ж.-Б. Ламарк  и  Ч. Дарвин  по-разному  объясняли 
графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.  
причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у 
При  выполнении  задания  перерисовывать  таблицу  не  обязательно. 
животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к 
Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.  
образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться 
 
в  достижении  своих  целей  и,  таким  образом,  приобретать  новые  свойства. 
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ УЧЕНЫХ НА 
Так,  по  мнению  Ламарка,  у  жирафа,  добывающего  пищу  на  высоких 
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У 
деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки 
ЖИВОТНЫХ  
на  ногах,  а  у  оленей,  вынужденных  бодаться,  появились  рога.  Недаром 
Признаки для сравнения   По Ламарку  
По Дарвину  
ученый  считал,  что  не  упражняемый  орган  постепенно  исчезает,  а 
Каковы  причины  появле- Внутреннее  стрем- 1 
упражняемый  совершенствуется.  Кроме  того,  Ламарк  полагал,  что 
ния рогов у оленя?   
ление  к  совершен-
приобретенные  организмом  в  результате  упражнений  признаки  всегда 
ству  через  упраж-
полезны, и они обязательно наследуются.    
нения.  
Ч. Дарвин,  пытаясь  выяснить  механизм  эволюции,  предположил,  что 
Каково  значение  новых  2  
Могут  быть  вредными  и 
причинами  появления  отличий  между  особями  одного  вида  являются 
признаков  для  организ-
полезными.  Наследственные 
наследственная  изменчивость,  борьба  за  существование  и  естественный 
мов? 
признаки  либо  сохраняются, 
отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из 
либо отсеиваются.  
них  наследуются.  В  природе  между  особями  происходит  борьба  за  пищу, 
Будут ли через несколько  3 
Щенята 
всех 
поколений 
воду,  свет,  территорию,  полового  партнера.  Если  новые  признаки 
поколений 
рождаться 
будут рождаться хвостатыми.  
оказываются  полезными  для  особи  в  определенных  условиях  среды, 
бесхвостые  щенята,  если 
помогают  выжить  и  оставить  потомство,  то  они  сохраняются  естественным 
их  родителям  удалять 
отбором  и  закрепляются  в  поколениях  в  процессе  размножения.  Особи  с 
хвосты?  
вредными  признаками  отсеиваются.  Свои  предположения  ученый 
 
 
подтвердил,  наблюдая  за  работой  селекционеров.  Он  обнаружил,  что  в 
 
процессе 
искусственного 
отбора 
человек 
скрещивает 
особей 
с 
 
определенными,  нужными  селекционеру,  признаками  и  получает 
Содержание верного ответа и указания к оцениванию 
разнообразные  породы  и  сорта.  Ч. Дарвин  предположил,  что  в  природе 
Баллы 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 
происходит  нечто  подобное.  В результате  естественного  отбора  возникают 
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом: 
особи,  обладающие  новыми  приспособлениями  к  условиям  окружающей 
1)  Наследственная  изменчивость,  борьба  за  существование, 
среды.  
естественный отбор. 
 
2) Все новые признаки  полезны и сохраняются в потомстве. 
 
 
ИЛИ 
Приобретенные  в  результате  упражнений  полезные  признаки 
сохраняются в потомстве.  
3) Хвост у щенят постепенно исчезнет. 
Правильно заполнены три графы таблицы. 3 
Правильно заполнены любые две графы таблицы. 2 
Правильно заполнена одна любая графа таблицы. 1 
Все графы заполнены неверно или не заполнены. 0 
Максимальный балл 

 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
17 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
18 

Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
Биология. 9 класс   
 
 
 
 
Используется с бланками ответов 
 
 
 
 
 
C3 
Используя  содержание  текста  «Возникновение  приспособлений  у 
C4 
Изучите  таблицу  «Влияние  основных  факторов  на  здоровье  человека». 
 
 
животных» и  знания  курса,  объясните,  каким  образом  могло  возникнуть 
Ответьте на вопросы. 
приспособление к распространению плодов-крылаток у клена.  
 
Таблица. Влияние основных факторов на здоровье человека (в %) 
 
 
Образ 
Внешняя 
Факторы риска 
Наследственность 
жизни 
среда 
 
 
 
Влияние факторов на популяцию 
50–55 20–25 
15–20 
Содержание верного ответа и указания к оцениванию 
Баллы
людей в целом в % 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 
В возникновении отдельных нарушений здоровья: 
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 
Ишемическая болезнь сердца 
60 
12 
18 
1) В  результате  наследственной  изменчивости  у плодов  могли 
Рак 
45 
19 
26 
появиться зачатки лопастей, выростов.   
Сахарный диабет 
35 

35 
2) Эти выросты позволили плодам перемещаться с помощью ветра на 
 
Пневмония 
19 
43 
18 
более дальние расстояния, чем остальным, не имеющим выростов. 
(воспаление легких) 
 
 
 
3) С  течением  времени  естественный  отбор  сохранял  те  плоды,  у 
Травмы 
65 
27 

которых новый признак проявлялся сильнее. 
(транспортные, бытовые,  
Ответ  включает 3 названных  выше  элемента,  не  содержит 

производственные) 
биологических ошибок.  
 
Ответ  включает 2 из  названных  выше  элементов  и  не  содержит 
Какое из приведенных нарушений здоровья в наибольшей степени связано с 
биологических  ошибок,  или  ответ  включает 3 из  названных  выше 

образом  жизни  человека?  Предложите  не  менее  двух  рекомендаций  по 
элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. 
снижению вредного воздействия данного фактора риска на здоровье ученика 
Ответ  включает 1 из  названных  выше  элементов  и  не  содержит 
в школе. 
биологических  ошибок,  ИЛИ  ответ  включает 2 из  названных  выше 

 
 
элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 
Баллы 
Ответ неправильный. 0 
Правильный ответ может содержать следующие элементы: 
Максимальный балл 

1)  нарушение  здоровья:  травма  (транспортная,  производственная, 
 
бытовая). На 65% зависит от образа жизни.  
С целью снижения травматизма в школе следует (рекомендации): 
2)  знакомить  с  правилами  по  технике  безопасности  при  работе  с 
оборудованием  и  химическими  реактивами  на  уроках  химии, 
физики, биологии, технологии и др.; 
 
3)  разместить  во  всех  кабинетах  школы,  а  также  и  коридорах 
средства  наглядности,  направленные  на  снижение  травматизма  на 
уроках и во внеурочное время. Например, запрещающие бегать по 
коридорам, съезжать по перилам лестницы, драться.   
В ответе могут быть приведены другие рекомендации. 
Названо нарушение здоровья и приведены две рекомендации.  

Названо нарушение здоровья и дана одна рекомендация  
ИЛИ  

даны две рекомендации. 
Названо только нарушение здоровья 
ИЛИ  

приведена одна рекомендация. 
Ответ неправильный. 0 
Максимальный балл 

 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
19 
© 2011  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
20 


Похожие:

Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция по выполнению работы 
Для  выполнения  экзаменационной работы  по физике  отводится 4 часа  постоянная Авогадро 
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция по выполнению работы

Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция по выполнению работы

Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция по выполнению работы
...
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция по выполнению работы
...
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция   по   выполнению   работы   по   биологии   На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа  180 
  1  состоит  из  36  заданий  (А1–А36).  К  каждому  заданию  приводится  4 
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция   по   выполнению   работы   9 
  1  содержит  21  задание  (А1–А21).  К  каждому  заданию  даётся  4  
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция   по   выполнению   работы   16 
  1  состоит  из  36  заданий  (А1–А36).  К  каждому  заданию  приводится  4 
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция   по   выполнению   работы   16 
  1  состоит  из  36  заданий  (А1–А36).  К  каждому  заданию  приводится  4 
Инструкция по выполнению работы  iconИнструкция к выполнению работы 
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница