В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века




НазваниеВ. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века
страница1/34
Дата конвертации04.12.2013
Размер5.91 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




В.Н. Кузнецов

Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов философских факультетов университетов

Москва «Высшая школа» 1989




ПРЕДИСЛОВИЕ


Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Связывая создание диалектико-материалистической философии с процессом обогащения К. Марксом материалистической мысли «приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха», В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобретений - диалектика...» (2. 23. 43)1.

Не свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского «трансцендентального идеализма» до гегелевского «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. Фейербах, вступая на такой путь, усмотрел возможность материалистического «перевертывания» содержания идеалистических учений от Канта до Гегеля на основе выявления его имплицитной и вместе с тем существенной материалистичности. Это был принципиально важный шаг в деле понимания новейших сложных форм взаимодействия материализма и идеализма, сопровождавшийся использованием данного понимания в интересах развития материалистической философии.

К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного факта, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.

В отличие от английских, а особенно французских философов XVIII в., стремившихся популяризировать свои учения среди возможно более широких слоев читателей и находивших подходящий для этого способ изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения большей частью для весьма ограниченного круга читателей, состоящего из тех, кто профессионально занимается философией в качестве компетентных специалистов или в качестве готовящихся стать таковыми студентов. В традициях немецкой университетско-академической философии было создание трудных для восприятия сочинений, изобилующих абстрактными дедукциями и написанных сухим языком с массой понятных лишь посвященным специальных терминов, в том числе вновь изобретаемых. Эта форма распространенных в Германии философских произведений соответствовала и содержанию, и способу построения спекулятивно-идеалистических систем. Имея в виду немецких философов, Гегель с известной долей самокритичности отмечал: «О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях» (96. 3. 72).

Основы научного понимания немецкой классической философии обстоятельно разработаны в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, давших вместе с тем многочисленные образцы проникновения в суть самых «темных» произведений этой философии, в частности гегелевских «Феноменологии духа» и «Науки логики». Опираясь на это марксистско-ленинское наследие и применяя лежащую в его основании диалектико-материалистическую методологию, советские и зарубежные ученые уделяли много внимания исследованию многообразия тем и аспектов немецкой классической философии, а также целостной характеристике творчества каждого из ее создателей. В нашей стране было опубликовано также несколько солидных обобщающих работ обо всей немецкой классической философии в целом2.

Предлагаемая книга1 - итог исследовательской и преподавательской работы, которую автор вел на философском факультете МГУ с 1960 г. Свою задачу автор видел в том, чтобы в максимально доступной форме, но без упрощения сути дела осветить для студентов философских факультетов (а также, разумеется, для всех читателей, приступающих к изучению истории философии) сложный путь развития немецкой философской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха, обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззрений ее ведущих представителей. Названная задача включает в себя характеристику всех основных положений и сторон учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха с учетом реальной неоднозначности и даже противоречивости этих учений. С целью способствовать творческому освоению читателями немецкой классической философии автор стремился к тому, чтобы наряду с его обобщающими характеристиками рассматриваемых воззрений последние были бы по мере возможности представлены в книге так, как они формулировались самими их творцами.

Опираясь в процессе работы над книгой на многочисленные труды советских и зарубежных исследователей-марксистов по немецкой классической философии, автор не счел, однако, целесообразным цитировать кого-либо из них (за одним-двумя исключениями). Подобное цитирование заняло бы десятки или даже сотни страниц, так как после едва ли не каждого своего суждения автор должен был назвать многих исследователей, с которыми он при этом оказался согласен, и, возможно, еще нескольких исследователей, с которыми обнаружилось разногласие. Вдобавок пришлось бы еще отмечать, какие суждения автора ранее никем не высказывались. Специалисты легко определят, на чьи выводы опирается автор и в чем он расходится с другими исследователями, в чем проявляется новизна его трактовки немецкой классической философии2. Для широких кругов читателей, к которым в первую очередь обращена эта книга, главный интерес представляет уяснение сути этой философии в целом и в многообразии ее основных идей. Принимая на себя всю ответственность за содержащиеся в данной книге выводы, обобщения и оценки, автор считал целесообразным подкреплять их не ссылкой на работы других историков философии, а аргументацией по существу рассматриваемых вопросов.

Что касается многочисленных немарксистских и антимарксистских трактовок немецкой классической философии, то автор, не входя в их конкретное рассмотрение (для чего потребовалась бы специальная большая книга), но учитывая их наличие, выразил критическое отношение к ним посредством обоснования позитивных альтернатив по всем главным вопросам, трактуемым в соответствующей литературе.

Поскольку на философских факультетах университетов история эстетических учений является предметом особого обширного курса, трактовки искусства в немецкой классической философии (они занимают большое место в системах взглядов Канта, Шеллинга, Гегеля) освещаются в данной книге лишь в их основных чертах и в их общефилософской значимости.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconНемецкая классическая философия второй половины
Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconСтановление ценностного подхода в образовании россии второй половины XIX начала XX в.
Охватывают всю территорию Российской империи второй половины XIX – начала XX в. Особое внимание уделяется области Великороссии, границы...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconВ  кремлевских  богослужениях  второй  половины  xvii  -  начала  xviii  века 
Крест  Царя  Константина  с  Краснаго  крыльца,  и  в  то  время  звон  во  вся  с 
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconСтановление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX начала XX века
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века icon«Человек немыслим вне общества» (Л. Н. Толстой) Лев Николаевич Толстой великий русский писатель второй половины XIX начала XX вв. Его творчество поражает
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconДачная застройка второй половины ХХ века, как  явление полупрофессиональной архитектуры 
Предложенная  статья  посвящена  дачной  застройке  второй  половины XX века.  В 
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconСодержание философия
...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века icon«Человек немыслим вне общества»
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconРазвитие традиций трудового воспитания в России второй половины XIX начала XX в.
Охватывают практически всю территорию Российской империи последней четверти XVII — начала ХIX в. Особое внимание было уделено исторической...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века iconИсследование бытия и распада жанровой системы русской поэзии xviii-начала XIX века
Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. — Языки славянской культуры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница