Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги




Скачать 378.99 Kb.
НазваниеПрограмма: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги
страница1/4
Дата конвертации03.02.2013
Размер378.99 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


ГБСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением Каширская специальная общеобразовательная школа закрытого типа Московской области


Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе».

Разработали: социальные педагоги

Кашира, 2011 год

Объяснительная записка

Данная работа посвящена и разработана для подростков «группы риска».

Мы являемся социальными педагогами в Каширской специальной общеобразовательной школе для детей и подростков с девиантным поведением. Под девиантным поведением мы понимаем поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам. Девиантное или отклоняющиеся поведение – это отклонение от принятых норм: действия и поступки, совершенные в рамках психического здоровья, т.е. нарушение поведения, не обусловленного нервно-психическими заболеваниями.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социальные и нравственные устои общества, личную безопасность его граждан. Тогда девиантность превращается в деликвентность – отклоняющиеся поведение с отягощением его преступлением.

Все мальчишки, поступающие в нашу школу, осуждены и направлены к нам судом. Преступления бывают разной тяжести: от мелкого воровства до грабежа, насилия и убийства.

Анализ документов и бесед с воспитанниками убеждает, что определяющее воздействие на формирование личности несовершеннолетних оказывает семейная среда, то есть экономическое положение семьи, отсутствие кого-либо из родителей, отношения между родителями и детьми, отклоняющиеся поведение родителей, в силу их низкого социального интеллекта, отсутствие должного осуществления контроля над поведением подростка. В подростковом возрасте ряд психологических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения, находится в стадии формирования. Неспособность семьи выполнить эту функцию по отношению к подростку ведет к нарушению его поведения, так и к нарушениям личности. Изучение психологии делинквентных подростков показывает, что первым толчком в формировании их противоправного поведения становится внутреннее отчуждение подростка от семьи и школы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий, оправдывания, обоснования их, поиск единомышленников. В группе этих заброшенных единомышленников вырабатывается своя субкультура, в которой на первый план выдвигается стереотип «жертвы» как существа иного, чуждого миру. Существа, которого не жалко, которое должно быть «наказано».

Воспитывающемуся в нервозной обстановке ребенку из неполной семьи трудно не попасть на такой путь. Дети всей своей искалеченной жизнью платят за неспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно-психологическим климатом.

Таким «трудным» с проблемами в поведении подросток попадает в спецшколу. Обстоятельств для этого много: психические отклонения, несчастные случаи, аффективная заторможенность, семейные проблемы, влияние криминальных структур, плохие отметки в школе и исключение из нее, токсикомания, алкоголизм. А главное каждый из них преступил черту закона.

Поэтому задача нашей работы донести до подростка, что в обществе существуют определенные нормы, которые необходимо исполнять человеку, если он хочет сосуществовать в сообществе других людей и быть принятым этим обществом и живущим в нем людьми.
Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст, в первую очередь, связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития идут не параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый период раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 лет, и в 13 лет.

Морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на этот период, делают организм более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывает нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Они вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печалью и полной пассивностью. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.

Быстрыми темпами происходит расширение сферы социальных отношений дающих подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный, овладеть которым очень сложно. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы обобрать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом. А иногда медлительны и апатичны».
Личность подростка

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем – как равноправного участника этой жизни. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ни чем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Чувство взрослости - особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать. Что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по детски, а его маленький сверстник с тонким голосом ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.

Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства взрослых. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть учебы и планов на будущее. Проявляются собственные вкусы, взгляды оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте всё нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения он будет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен подросток, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я – концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. А затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности. Представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют. Сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречат, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я» – идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей «идеальное - Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того, что бы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я - концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания.
Подростки «группы риска»

Данные проблемы подросткового возраста приобретают особую актуальность в работе с трудными подростками или подростками «группы риска». Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. Поэтому я остановлюсь на проблемах созвучных с темой данной работы. От того насколько вовремя выявляются проблемы и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. Поэтому подростков, попадающих в спецшколу, можно отнести к группе детей, которым не была вовремя оказана квалифицированная психологическая помощь и отказано в поддержке родителей. Это способствует возникновению дезадаптации в обществе. Выделяются несколько психотравмирующих факторов, нарушающих адаптацию:

  • эмоциональная депривация, способствующая нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы, ласки. В результате он не испытывает привязанности к близким, не может научиться взаимодействию с другими людьми, проявлять свои эмоции, понимать и принимать людей;

  • шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности. Они отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни или благополучию ребенка. Это могут быть нападение животных, появление чужих людей, драки, пьяные попойки со скандалами, избиение или убийство родных и близких, смерть близких, жестокое обращение с детьми;

  • постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (затрагивают идеалы, ценности, жизненные ориентиры). К ним можно отнести семейные конфликты, неуспеваемость, появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра), враждебная, жестокая семья, направление в специальное учреждение, суд.

Мировоззрение ребенка формируется под влиянием детских познаний и становится путеводной нитью его жизни. Такие дети, как правило, вырастают в страхе перед жизнью и перед побоями от других, и прежде всего, отличаются враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Очень часто под воздействием каких-либо переживаний, например, восприятия ближнего как врага, дети неутомимо пытаются завоевать авторитет среди окружающих, обратить на себя внимание. Поэтому поведение резко отличается от поведения обычных детей, они кривляются, нецензурно выражаются, допускают формы взрослого поведения.кретных задачахоказателям, что подтверждает наличие постоянного переживанияпзависит его психологичекое благополучие в будущем. подросткугоих людей и быть принятым этим обществом и живущим в нем людьми.л

Данные факторы осложняют, даже скорее нарушают формирование социальной адаптации. У подростков отмечаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, привычка жить по указке, сложность в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности), проявление грубого нарушения дисциплины. Характерны отклонения в общении с взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека. Когда у человека нет возможности разрядить возникшее внутреннее напряжение, его психика «сживается» с переживанием травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматического стресса в виде психических отклонений являются способом выживания.

Нет возможности изменить прошлое воспитанника или вырвать переживания из его памяти. Задачей любого педагога в нашей школе является умение, сохраняя индивидуальность ребенка, помочь ему самореализоваться, научиться самостоятельно мыслить, критически оценивать свое поведение и поступки окружающих, освободиться от физической и духовной нечистоплотности, агрессивного нигилизма, устойчивого эгоизма, откровенного и наивного цинизма. Решить эту многосложную задачу можно лишь при ненавязчивом вмешательстве во внутренний мир подростка, учитывая его интересы и потребности, правильно организуя формы общения с ним, проявляя искренний интерес к его проблемам.

Неразработанность проблемы социализации в формировании личности в процессе педагогического общения, низкий уровень нравственной культуры воспитанников обостряют необходимость решения этих проблем, свидетельствуют об их актуальности, требуют разработки и проведения специальных мероприятий, формирующих социальные навыки.

Чтобы формировать эти навыки, приходиться отбирать специальные приемы и средства: беседы, групповые дисскусии, деловые и ролевые игры, психологические практикумы, социально-психологические тренинги и тесты. Рассмотрение учащимися жизненных ситуаций позволяет вырабатывать собственную точку зрения, моделировать сложные жизненные коллизии с учетом личностных и характерологических особенностей воспитанника, искать пути решения возникающих проблем.
Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям.
Комплекс мероприятий по определению социально-психологического статуса поступающего в Каширскую спецшколу воспитанника

1.Социально-психологическое обследование воспитанника при поступлении в школу

2.Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи

3.Уточнение и расширение индивидуальных диагностических данных, внесение поправок, социального портрета воспитанника

4.Согласование деятельности различных специалистов (медики, соц. педагоги, учителя, воспитатели)

5.Составление вероятностного социально-психологического прогноза развития воспитанника

Данные мероприятия позволяют охватить всю картину психологического портрета воспитанника. Чаще, обобщая данные, это подросток 13 лет, воспитывающийся матерью-одиночкой. Работа является приоритетной в такой семье. Мать занята с утра до позднего вечера, зарабатывая им на жизнь, а ведь у нее должна быть еще личная жизнь. В семье появляется отчим, а следом младший ребенок. Подросток отдаляется от семьи, тяжело переносит появление чужого человека, как следствие – уход из семьи. И вот уже подростка воспитывает улица, прививая ему свои социальные навыки выживания. Сбиваются ориентиры, приобретаются асоциальные ценности, теряется эмоциональная связь с семьей. Так в чем же заключается задача данной программы?

Обучить воспитанника жизненно важным навыкам – комплексу поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни, обрести психосоциальную компетентность.

Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране здоровья в самом широком смысле слова – это основа физического, умственного, социального благополучия.

В частности, проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а также навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ним стрессы.

Психосоциальная компетентность как способность человека эффективно действовать в любых ситуациях может сыграть важную роль в сохранение здоровья и благополучия. Следовательно, развитие психосоциальной компетентности может считаться одной из важнейших педагогических задач.

Можно определить, что составляющими психосоциальной компетентности являются социальные навыки. Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры.

Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания.

Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающим, возможность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принимать людей такими, какие они есть.

Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием – знание того, как эмоции влияют на поведение, осознание качества эмоций в нас самих и других.

Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с людьми.

Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные решения и прогнозировать их результат.

Навык решения проблемных ситуаций – позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя с сложных ситуациях.

Освоение подростком данных навыков является большим подспорьем в построении его будущего. Ведь выпускаясь из спецшколы, воспитанник попадает в ту же самую среду, из которой его пришлось исключить. Поэтому подростка приходиться настраивать перед выпуском, что опираться ему придется только на себя и на ту базу знаний и умений, полученных стенах школы. От того насколько он освоит и осмыслит навыки, полученные на занятиях, зависит его благополучие, настрой на принятие социально-адекватного поведения, а значит на счастливую жизнь в обществе.

Проблема социальной компетентности является актуальной не только в условиях спецшколы, но и в системе общеобразовательных школ. Ведь даже если подросток не совершает преступление, и даже придерживается правил поведения в обществе, еще не говорит о его владении социальными навыками. Это может быть лишь приспособление к окружающим условиям, следовательно, человек не живет, а существует. Каждый подросток, который ставит своей целью стать личностью, состояться в жизни необходимо владеть данными навыками для реализации своих способностей и замыслов.
Программа опирается на психологические особенности подростков, выявленные в ходе диагностических мероприятий, и решает проблемы, связанные с недостаточной психосоциальной компетентностью воспитанников
Диагностический этап проводится по следующим направлениям:

1.Фиксация последствий психологических травм поступающих воспитанников.

2.Состояние учебно-познавательных возможностей воспитанников:

  • оценка внимания (устойчивость объема переключения);

  • оценка памяти;

  • оценка мышления.

При подведение итогов чаще выявляется низкий уровень по всем показателям, что подтверждает наличие постоянного переживания травматической ситуации. Следовательно, ребенок не может концентрироваться на конкретных задачах.

3.Определение индивидуальных характерологических особенностей, возможных нарушений развития личности:

  • выявление характерологических особенностей;

Результаты теста предполагают возможность предъявлять их для обсуждения с подростком и выявления некоторых определенных социальных ориентиров.

  • диагностика нарушений характера (акцентуации);

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода – психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуированность подростка по определенному типу позволяет понять, по каких причинам произошли нарушения в формировании личности.

  • уровень и тип агрессии;

Уровень и тип агрессии позволяет определить, какой вид агрессии использует воспитанник для защиты себя и своих интересов. Это позволяет сделать выводы об уровне социальной адаптации: умение общаться, достигать своей цели, умение дружить, поведение в конфликте.

  • уровень и тип тревожности.

Уровень тревожности помогает получить информацию о состоянии, в первую очередь, самооценки, оценить в какой ситуации и каких социальных навыков не хватает для самоопределения в данном коллективе.
Результаты диагностических мероприятий дают возможность распланировать индивидуальную и групповую коррекционную работу с воспитанниками.

Представленная программа составлена из упражнений, которые направлены на восстановление и развитие социальных навыков.

Необходимость работы в данном направлении неоднократно подтверждалась психолого-педагогической диагностикой, как в нашем учреждении, так и в других учреждениях закрытого типа для детей и подростков.

ПОЧЕМУ?

Как правило, получая достаточный уровень знаний по школьной программе, такие дети не имеют порой даже основных социальных умений и навыков.

Главной проблемой девиантного подростка, поэтому является социальная дезадаптация, то есть, нельзя сказать, что подросток начинает совершать преступление из-за того, что имеет недостаточный интеллект или психопатологические отклонения. Причиной криминализации выпускников спецшколы (а также многих других учебных заведений интернатного типа) является отсутствие социальных навыков.

Это доказывают и данные диагностических мероприятий. Исследования последних пяти лет показывают, что успешность выпускника никак не связана с показателями учебно-познавательной деятельности и психологическими особенностями.

У подростка могут быть хорошие знания и оценки по предметам, он может иметь уравновешенный характер, но недостаточное представление о выборе профессии, схеме своего дальнейшего обучения, неумение определить круг общения не дадут ему реализоваться.

В результате, вчерашний хорошист, относительно благополучный выпускник, либо становится жертвой преступления, либо сам совершает преступление.

Алексей Х. (находился в спецшколе три года)

Поступил в спецшколу физически ослабленным, из крайне неблагополучной семьи.

Очень живо откликнулся на эмоциональную поддержку воспитателей, учителей, медиков. Несмотря на сильную педагогическую запущенность, мальчик быстро подтянулся, восстановил пропущенные знания. Через пять-шесть месяцев проявил даже способности к точным наукам. На выпускных экзаменах сдавал физику, прекрасно ответил, используя помимо школьной программы дополнительный материал. Имел хорошие отношения с педагогами и воспитанниками спецшколы.

Первые признаки социальной дезадаптации проявил незадолго до выпуска, заявив, что после девятого класса пойдет учиться в университет. Оказалось, что Алексеем абсолютно не усвоено представление о получении образования, а также о своих ближайших перспективах. В результате, через полгода оказался в тюрьме, потому что после выпуска из спецшколы не сумел устроиться ни на работу, ни на учебу.
Таких примеров среди выпускников социальных и закрытых учреждений очень много, можно сказать, большинство. Поэтому именно социализация является определяющим фактором реабилитации девиантного подростка.

Это так же трудно, как и важно. Так же, как знания, например, по математике накапливаются благодаря упорным занятиям, понятие о социальных навыках приобретается очень постепенно, начиная с самого простого, и, заканчивая сложным. Так же, как математика начинается с вычитания и сложения, социализация начинается с того, что подросток учится дифференцировать свои и чужие чувства, простейшие потребности и приходит к четкому определению собственной системы ценностей, социальных приоритетов.

Безусловно, проблемы развития познавательных процессов, эмоциональной сферы, задачи психологической реабилитации, при этом продолжают являться важнейшими в нашей работе.

Большинство воспитанников психологически восстанавливаются именно при появлении первых положительных школьных оценок, переживая при этом ситуации успеха, получая одобрение со стороны окружающих: и одноклассников, и педагогов.

Антон С., поступил в спецшколу в возрасте 13 лет из крайне неблагополучной семьи. По данным личного дела, мать совершенно деградировала на почве алкоголизма, устроила дома притон, Антон при поступлении в спецшколу не имел представления об обучении, не знал ни одной буквы, практически не умел считать, путал цвета, в соответствующем состоянии находилось психическое развитие. Очень живо откликнулся на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, старался попасть на них при любой возможности. В результате смог успешно освоить программу 4-го класса, сформировать устойчивую мотивацию обучения. Из запуганного, плаксивого ребенка превратился в уравновешенного, рассудительного молодого человека, умеющего и отстоять свои интересы и заступиться за младшего.
Основным направлением работы психолога по социализации воспитанников, таким образом, необходимо признать именно индивидуальные занятия.
Преимущества индивидуального тренинга:

  • подросток имеет больше возможности потренироваться;

  • тренеру легче подстроится к индивидуальному отсутствию навыков, интересам, пожеланиям и уровню подростка, что обусловлено условиями спецшколы;

  • тренеру легче выстроить рабочие отношения; в ходе тренинга меньше вероятность нежелательного поведения;

  • нет риска отрицательного (асоциального) влияния трудных подростков друг на друга;

  • легче обеспечить конфиденциальность личности подростка.

Занятия проводятся по запросам учащегося, обращениям педагогов или по инициативе психолога. Взаимодействие с каждым учащимся можно разделить на три этапа, последовательно сменяющих один другой:


  • Диагностика;

  • Занятия в рабочей тетради «Социальные навыки, или, как стать самостоятельным»;

  • Занятия по личностному развитию, коррекции поведения (курс «Навстречу себе»);

  • Релаксация.



Обучение социально важным навыкам, как специальная дидактическая задача – тема достаточно новая. Поэтому значительной поддержкой педагогу становится рабочая тетрадь по данной программе. Ее задания посвящены развитию социальных навыков и являются приложением для тематических планов. Все упражнения объединены общими психолого-педагогическими принципами, продиктованными особенностями личности наших воспитанников. Еще надо отметить особенность того, что бы упражнения были напечатаны в цвете. Такая особенность привлекает внимание не только маленького ребенка, но трудного подростка, и является важным компонентом для повышения мотивации.

Тетрадь дает возможность максимально заинтересовать подростков темой, которую они не всегда считают достойной своего внимания. Задания дают возможность на практике попробовать свои силы и возможности в решении жизненных проблем.

По мнению авторов, данный курс может успешно реализоваться в структуре внеклассной работы спецшколы. А также в общеобразовательной школе и социально - сопровождающих учреждениях.

Большинство заданий в тетради могут быть выполнены воспитанником самостоятельно, например, в свободное время. Но не надо забывать о необходимости определенного контроля, проявляемого в виде поддержки, обсуждении затруднений, тем, наиболее заинтересовавших подростка. Иногда просто можно присутствовать рядом для ощущения подростком необходимого внимания, что он не остается один на один с трудностями. Ведь преодоление даже столь незначительных, на чей-то взгляд трудностей, помогает выработать ребенку правильную тактику поведения. Можно предложить по окончанию работы оценить подростку самому свою работу и его уровень усилий, которые он приложил, и которые он мог затратить для выполнения. Но нельзя приравнивать оценку к школьной бальной системе, можно придумать свои опознавательные знаки: рожицы, цветные пометки, рисунок «погоды».

  1   2   3   4

Похожие:

Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»
Фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconГоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология»
Виртуальные социальные сети достаточно новое понятие в современном обществе. По мнению Д. М. Бойд и Н. Б. Элисон виртуальной социальной...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconУрок для родителей «Психология подростков»
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconПервый школьный месяц адаптация
Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую....
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconСоциальная программа «Как твое здоровье, обучающийся?»
Формирование у подростков понятия “вредные привычки” на примере привычек употребления алкоголя,наркотиков, курнения, губительно влияющих...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconСоциальная программа «Как твое здоровье, обучающийся?»
Формирование у подростков понятия “вредные привычки” на примере привычек употребления алкоголя,наркотиков, курнения, губительно влияющих...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе
Программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconМатериалы для группы 4
...
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги iconГ. Честертон Виртуальное общение подростков современный вид коммуникации или социальная ограниченность?
Виртуальное общение подростков – современный вид коммуникации или социальная ограниченность?
Программа: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги icon1. программа дисциплины  «социальная экология»  
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница