З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных




Скачать 62.82 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЗ. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных
Дата конвертации31.01.2013
Размер62.82 Kb.
ТипДокументы
З.В. Дамирова
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КУРИКУЛУМ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ...
С.167-173.
8. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творче-
5.  Целеполагание  в  педагогической  деятельности:  ского  мышления.  Библиотека  практической  психологии. 
Учебно-метод.  пособие  /  Отв.  ред.  Е.  А.  Мясоедова.  —  Практическое  пособие.  Минск,  ХАРВЕСТ  —  Москва, 
Астрахань: Изд-во АОИУУ, 2004.
АСТ. 2000, 2003. — 430 с.
6.  Тертычный  А.  Фукуяма  ошибся:  «конец  истории» 
9.  Полунеев  Юрий.  Конкурентоспособность  страны 
отодвигают  украинские  исследователи//Зеркало  недели,  как национальная идея// Зеркало недели, 19.03.2005г. с. 13.
№13 (438), 5 апреля 2003г. С. 20. 
10. Урбански А. НАЧАЛО С УЧЕТОМ КОНЦА, или 
7.Байнхауэр Х., Шмакке Э. Мир в 2000 году. Москва,  какой может быть система образования через десять лет//
Прогресс. 1973. С.13.
Москва, Директор Школы, №4, 1994, с.84-92.
THE MAIN FEATURES OF CURRICULUM AGAINST TRADITIONAL PROGRAMS
© 2012
Z.V. Damirova, candidate of physico-mathematical sciences, associate professor, head of the department 
of mathematics, natural science and technology and methods of teaching
Salyan branch of the Azerbaijan Institute of Teachers,  Salyan (Azerbaijan)
Keywords: curriculum, educational process, competence curriculum.
Annotation: This paper deals with the problems of education reform in Azerbaijan. In particular, there was an attempt to 
evaluate the replacement of compulsory curriculum.
УДК 159.923:130.3 
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2012
С.Д. Джаруллаева, магистрант кафедры гендера и прикладной психологии 
Бакинский Государственный Университет, Баку (Азербайджан)
Ключевые слова: смерть как физическая и социальная проблема, отношение человека к смерти, психология смерти.
Аннотация: Известно, что проблема отношения человека к смерти как психологическая проблема, всегда носила 
актуальный характер. В статье данная проблема рассматривается в рамках проведенного в 2009-2011 годах исследова-
ния, итоги которого показали, что в основном на отношение человека к смерти влияет его самооценка и нравственные 
ориентации.
Несмотря  на  неизбежность  смерти,  ее  непредсказуе- - 20%,  высшее – 44%, с ученой степенью – 4%. Как видим, 
мость и зачастую случайный характер являются стрессо- почти половина опрошенных – это люди с высшим обра-
генными факторами, непосредственно влияющими на по- зованием. 
ведение  и  социально-психологическое  самочувствие лю-
В  зависимости  от  основного  языка  общения  выборка 
дей. Именно поэтому испокон веков разрабатывались осо- выглядит  так:  азербайджаноязычные  составляют  29%, 
бые ритуалы погребения умерших, остро стояли вопросы  русскоязычные  –  59%,  лица,  владеющие  двумя  языка-
общения с их душами, поклонения их памяти, а также при- ми  (русский  и  азербайджанский)  –  12%.  По  семейному 
стально изучалась проблема смысла жизни, в особенности  статусу  –  это  в  основном  холостые  (незамужние)  люди 
в религиозной и философской литературе.
-57%. Если в эту группу добавить еще разведенных и ов-
В  современный  период  общественного  развития  уро- довевших,  то  процент  холостых  увеличится  еще  на  5%. 
вень жизни вырос, продолжительность человеческой жиз- Женатых (замужних) оказалось 38%. 88% опрошенных от-
ни также возросла, поскольку борьба с пандемиями, с тя- несли себя к определенной религии, при этом мусульман 
желыми инфекционными заболеваниями стала приносить  оказалось большинство – 81%. 12% опрошенных считают 
некоторые  успехи;  кроме  того,  успешно  решаются  во- себя вне религии. При этом большинство опрошенных не 
просы санитарии и гигиены, вакцинации, и т.д. Скорость  соблюдают религиозные обряды, но считают себя верую-
общественных  процессов,  плотность  общения,  потоки  щими – 73%. Верующих и соблюдающих религиозные об-
миграции, потребность в скорейшем решении глобальных  ряды – 16,5%.  Неверующих и сомневающихся около 10%. 
проблем, прежде всего связанных с ростом народонаселе- Один не ответил на этот вопрос.
ния и преодолением экологического кризиса не уменьши-
Ассоциации, связанные со смертью, можно разделить 
ли,  а,  наоборот,  усилили  внимание  к  временности  чело- на несколько групп:
веческого  существования,  к  необходимости  осмысления 
-  конец  всего  хорошего,  лишение  всех  радостей  – 
своих жизненных позиций, и, прежде всего, к внутренней  17,7%
готовности  покинуть  этот  мир.  Какую  позицию  выберет 
-  неопределенность, хаос – 7,5%
человек,  т.е.  станет  ли  он  по-эпикурейски  «прожигать» 
-  неизбежность – 9,3%
свои  последние  дни,  или  же  будет  день  и  ночь  заранее 
-  сон, покой, отдых, отсутствие проблем – 10,3%
оплакивать свою будущую кончину – связано с воспита-
-  пустота-5,6%
нием в нем четкой жизненной позиции, с совокупностью 
-  одиночество – 2,8%
ценностей,  стереотипов,  которых  он  придерживается  в 
-  подготовка к следующей жизни, начало следующей 
своем отношении к различным жизненным ситуациям.  
жизни – 18,7%
Для того, чтобы выяснить, каково отношение к смерти 
-  религиозные  представления:  Бог,  ангелы,  рай,  ад, 
современного человека, нами было проведено исследова- мост, свет, небо, ответ за грехи, суд, наказание, вознаграж-
ние по методике, разработанной проф. С.М.Меджидовой  дение, легкое тело поднимается на небо) – 18,7%
[1].  В  опросе  участвовали  134  человека.  Выборка  носит 
-  описание эмоциональных переживаний (страх, боль, 
случайный характер. Из них 38% мужчин и 62% женщин.  ужас,  тоска,  скорбь,  горе,  сожаление,  жалость,  паника, 
Возрастной диапазон опрошенных колебался от 12 до 78  глупое ощущение) – 23,4%
лет. В зависимости от возраста, опрошенные были сгруп-
-  ассоциации, в которых наличествуют предметы, свя-
пированы в 9 групп, а именно: 12-15 лет; 17-21; 22-25; 26- занные со смертью (скелет, гроб, траур, кладбище, могила, 
30;  31-35;  36-40;  41-50;  51-60;  61-78.  По  национальному  земля) – 3,7%
составу – это в основном азербайджанцы (75%). По уров-
-  ассоциации,  в  которых  наличествуют  явления,  свя-
ню  образования  выборка  выглядит  следующим  образом:  занные со смертью ( последнее дыхание, последние слова, 
незаконченное  среднее  образование  –  4,5%,  среднее  –  последняя воля, человек исчез, потерь, жизнь человека как 
15%, техником – 13%, незаконченное высшее ( студенты)  лента проходит перед глазами, холод, движение) – 9,3%
Вектор науки ТГУ. 2012. №2(9)
101

С.Д. Джаруллаева
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ...
Цветовые  ассоциации:  черный  и  белый  цвет,  тьма, 
Можно сказать, что человек, который считает себя вне 
мрак  - 5,6%
какой-либо  религии,  менее  склонен  верить  в  загробную 
27  человека  не  ответили  на  данный  вопрос  (20%).  жизнь, в отличие от человека, относящего себя к опреде-
Процент ассоциаций просчитан от 107 человек.
ленной религии.
Явно  негативные  ассоциации  чуть  преобладали  над 
Большое количество опрошенных предпочли не отве-
позитивными (53,6% против 46,4%). Но, как видим, более  тить на вопрос об изменении отношения к смерти, после 
46% из тех, кто дали свои ассоциации, не воспринимают  того  как  они  с  нею  столкнулись,  хотя  90%  опрошенных 
смерть  как  негативное  явление.  Тут  определенную  роль  ответили, что сталкивались с ней. 52% опрошенных не от-
играют религиозные представления, некоторые современ- ветили на данный вопрос. На изменение отношения указа-
ные научные исследования, касающие проблем клиниче- ли 13,5% опрошенных, при этом почти равное количество 
ской смерти, реинкарнации, а у некоторых и свой личный  на увеличение (7,5%) и на уменьшение (6%).  О том, что 
опыт,  связанный  со  смертью  родственников  и  их  пере- не  изменилось  безразличное  отношение  –  почти  19%.  О 
живания, связанные с этим опытом, которое меняет отно- неизменении страха смерти – 4,5%.
шение к смерти. Некоторые начинают чувствовать своих 
Большинство  опрошенных  верят  в  загробную  жизнь 
умерших родственников.
(65%). Они допускают, что после смерти наступает дру-
Рассмотрим вопросы веры в загробную жизнь в зависи- гая жизнь (36%) или идет подготовка к следующей жизни 
мости от анкетных данных, т.е. соотношение переменных. (14%). 10% опрошенных предполагает, что ничего не про-
65%  опрошенных  верят  в  загробную  жизнь,  20%  не  исходит. Но, достаточно много и таких, которые ответи-
верят, 13% затруднились ответить однозначно, 2% не от- ли, что не знают, что происходит (36%). А те, которые не 
ветили на данный вопрос.
задумывались над этим вопросом, в явном меньшинстве 
В зависимости от пола были выявлены некоторые раз- (4,5%). Сравнивая школьников, студентов и людей имею-
личия. На вопрос: «Веришь ли ты в загробную жизнь» от- щих высшее образование по данному вопросу, были полу-
веты распределились следующим образом (табл. 1).
чены некоторые различные результаты, которые представ-
лены ниже в таблице 4.
Таблица 1
Таблица 4
Пол 
Да 
Нет 
Затрудняюсь ответить
Другая жизнь 
Не знают, не 
Мужчины 
60,8%
25,5%
13,7%
Социальная 
группа
Ничего  или подготовка 
думали об 
к жизни
этом
Женщины 
69,1%
17,3%
13,6%
Школьники
23%
42%
35%
Студенты
7%
67%
26%
Данные различия были проанализированы по χ2 крите-
Люди, 
рию Пирсона. Различия оказались статистически незначи-
имеющие 
8%
44%
48%
мыми. χ2 – 1,85. Критические значения χ2 = 5,99 (0,05) и 
высшее 
9,210 (0,01).
образование
В  зависимости  от  возраста  также  не  были  выявлены 
статистически значимые различия. По возрасту опрошен-
Как видим, данные этих групп респондентов несколько 
ные были разделены на 9 групп. Но, учитывая малочис- отличаются  друг  от  друга.  Можно  сказать,  что  наиболь-
ленность  каждой  из  групп,  при  обработке  данных  опро- шая вера в жизнь после смерти проявляется у студентов. 
шенные по возрасту были разбиты на две группы: до 30  Большая  половина  школьников  и  людей,  имеющих  выс-
лет и после 30 лет. Внизу в таблице 2 представлены ре- шее образование, более скептически настроены. Но, стати-
зультаты исследования:
стически значимых различий, выявленных по χ2 Пирсона, 
Таблица 2
нет (χ2 = 9). Критические значения при v=4 χ2=9,49 (0,05) 
и χ2 = 13,28.
Вариант ответа
До 30 лет
После 30 лет
У большинства опрошенных есть желание узнать, что 
Да
71,3%
55,6%
же происходит после смерти (65%). 27% опрошенных не 
Нет
16,1%
28,9%
имеют такого желания, 6% не задумывались над этим. Не 
Затрудняюсь ответить
12,6%
15,6%
ответили  - 2%.
88%  опрошенных  задумывались  о  смерти,  правда, 
Как видно из таблицы 2, существуют некоторые раз- большинство не очень часто. Часто думающих о смерти 
личия между старшей и младшей возрастными группами.  оказалось 19,4%. Остальные единожды, редко иногда. 
Как видно из результатов, молодежь больше склонна ве-
Можно было предположить, что в зависимости от воз-
рить в загробную жизнь, чем старшее поколение. Это мож- раста опрашиваемых должны быть несколько разные ре-
но объяснить разной идеологией, в которой им пришлось  зультаты.  Мы  сравнивали  результаты  двух  групп:  моло-
формироваться.  И  разной  степенью  информированности  дежной  (возраст  от  12  до  30  лет)  и  старшей  возрастной 
этих групп опрошенных. Но, несмотря на данные разли- группы (возраст от 51 до 78 лет).  Внизу в таблице 5 пред-
чия, статистически значимых различий, выявленных при  ставлены эти результаты.
помаши критерия χ2 Пирсона, нет. χ2 =3,71. Критические 
значения χ
Таблица 5
2 = 5,99 (0,05) и 9,210 ( 0,01).
Ответ  на  данный  вопрос  анализировался  также  в  за-
Задумывались о 
Старшая группа 
Молодежь 
висимости  от  принадлежности  и  непринадлежности  к 
смерти
(51-80)
(12-30)
той или иной религии. Респонденты были разбиты на две 
Часто
31%
18%
группы: относящих себя к определенной религии и нахо-
дящихся вне какой-либо религии. Большинство опрошен-
Редко
0%
17%
ных  указали  свою  религиозную  принадлежность  -87,9% 
Иногда
50%
46%
(табл. 3).
Единожды
0%
7%
Таблица 3
Не задумывались
19%
12%
Вариант ответа
Религиозные
Вне религии
Как видно, старшая возрастная группа более часто за-
Да
69,8%
37,5%
думывается о смерти, чем молодежь. Но, несмотря на не-
нет
16,4%
50%
которые видимые различия между группами, статистиче-
Затрудняюсь ответить
13,8%
12,5%
ски значимых различий нет (χ2 =2,5)
Различия между этими группами респондентов оказа-
Рисунки,  связанные  с  понятием  смерть,  не  отлича-
лись значимыми. χ2=12,86. 
лись особым разнообразием по содержанию. Поэтому их 
удалось  сгруппировать  по  схожести  содержания  и  ран-
102
Вектор науки ТГУ. 2012. №2(9)

С.Д. Джаруллаева
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ...
жировать по частоте встречаемости. Не все опрошенные  ние как к жизни, так и к смерти. У 13% увеличился страх 
нарисовали  что-то.  Из  134  опрошенных  рисунки  пред- смерти. У 5% страх смерти уменьшился. У 8% не произо-
ставили 102 человек, что составляет 75,4%. У тех, кто не  шло изменений. Они боялись смерти, и после смерти сво-
рисовал, были две основные причины для этого. Одни не  их  близких  их  отношение  осталось  таким  же.  У  25%  не 
знали,  что  рисовать,  другие  знали,  но  не  могли  это  изо- изменилось  безразличное  отношение.  25%  затруднились 
бразить. Иногда свои представления пытались обрисовать  ответить на данный вопрос. 7% не ответили на данный во-
словами. Ниже в таблице 6 представлены рисунки, сгруп- прос. А у 17% опрошенных было свое другое мнение.
пированные по содержанию и ранжированные по частоте 
 Были высказаны следующие мнения: стал проще смо-
встречаемости.
треть на жизнь; надо радоваться каждому мгновению жиз-
Таблица 6
ни; осознал ее неизбежность; появился страх за близких; 
не  хочется,  чтоб  моим  близким  стало  больно  и  тяжело; 

Содержание рисунков
Частота 
Частота 
почувствовал свою обреченность и бессмысленность всей 
встречаемости встречаемости в %
жизни; как можно бояться смерти, если на все есть воля 
Абстрактный рисунок, 
Аллаха;  каждый  человек  испытает  смерть  и  будет  вос-
1
структурный (круг, 
18
17,6%
крешен Аллахом, для меня это естественно;  поняла, что в 
квадрат, треугольник 
любой момент и я могу умереть; произошло ее приятие, я 
и т.п.)
поняла, что это естественно и никто ее не избежит; смерть 
2
Могила, кладбище, 
– это продолжение жизни, точнее переход на новый этап.
гроб
15
14,7%
Как следует из результатов, 27% опрошенных призна-
3
Религиозные сюжеты 
лись в наличии у них страха смерти.
(рай, ад)
10
9,8%
Отметим, что 45% опрошенных сталкивались с ситуа-
4
Изображение Духа и 
цией, угрожающей их жизни. Некоторые изменения в от-
Души в виде человека
10
9,8%
ношении к смерти у  них произошли. У 12% увеличился 
Абстрактные рисунки 
страх смерти, у 9% - он уменьшился; у 7% не изменился 
без выраженной 
существующий  страх  смерти;  у  29%  не  изменилось  без-
5
структуры (волны, 
8
7,8%
различное отношение. 26% затруднились ответить на дан-
линии, затемнения и 
ный  вопрос,  а  у  17%  опрошенных  было  другое  мнение. 
т.п.)
В  основном  опрашиваемые  подчеркивали,  что  не  боятся 
6
Кости и череп
7
6,9%
смерти, что никогда никакого страха к ней не испытывали. 
7
Дерево, зелень, природа
6
5,9%
Только в одном ответе было признание, что почувствовала 
8
Смерть с косой
6
5,9%
страх. 
9
Мертвый человек
5
5%
Таким образом, можно считать, что опрос респонден-
10 Грустный смайлик
5
5%
тов,  потерявших  своих  родных  и  близких,  дал  возмож-
11 Глаз
3
3%
ность подтвердить искренность ответов предыдущих ре-
12 Разбитое сердце
3
3%
спондентов, отвечавших на вопросы, связанные с отноше-
нием человека к смерти.  Последние опрошенные сыграли 
13 Часы ( песочные и 
Дали)
3
3%
в какой-то мере роль контрольной группы.
Общий вывод, который можно сделать по результатам 
14 Веселый смайлик
2
2%
опроса,  следующий.  Отношение  человека  к  смерти  как 
15 Птица
2
2%
физическому и социальному феномену, связан с характе-
16 Дорога
2
2%
ром социальной среды, в которой вырос и сформировался 
17 Горы
2
2%
человек, с ценностными ориентациями, предпочтениями, 
18 Виселица
2
2%
эмоционально-психическим  состоянием,  уровнем  рели-
19 Дверь
1
1%
гиозности,  образования,  и  в  целом  содержанием  эпохи. 
Большое значение имеет возраст опрашиваемого, именно 
Не все рисунки, конечно, были столь однозначны. На  этим определяется доля оптимизма в отношении к пробле-
некоторых рисунках было множество изображений, неко- ме жизни и смерти, а также в целом тем, насколько этот 
торые из них плохо стыковались друг с другом. Было та- человек  успешен  по  жизни.  Кроме  того,  имеет  значение 
кое ощущение, что автор рисунка хотел сразу изобразить  идейно-нравственные  устои,  которые  на  уровне  художе-
несколько своих представлений, касающихся смерти. Но,  ственно-эмоциональных  представлений  (к  примеру,  в 
таких рисунков всего 10%.
рисунках) могут выражаться в мрачных или абстрактных 
Как видно из таблицы 6, абстрактные рисунки в целом  тонах. Считаем, что на отношение к смерти влияет также 
составляют 25,5%. Большая часть рисунков имеют доста- характер  этнических  ментальных  представлений,  кото-
точно конкретное сюжетное содержание или представле- рые, как известно, формировались веками. 
ны в виде символов.
Рисунки в большинстве своем плохо прорисованы. Нет 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
четкости и аккуратности. Наоборот, наблюдается спешка 
1.  Меджидова С.М.  Социально-психологические типы 
в прорисовке. Возникает такое ощущение, что автор хотел  «69»: автореферат дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / С. 
быстрее уйти от этого. Причин желания уйти может быть  М. Меджидова; Бакинский Государственный Университет. 
также несколько. Одна из них может быть связана с не- - Баку, 2007. - 45 с.: табл.
желанием автора включаться в тему смерти, думать о ней, 
2.  Смерть  в    философии  //  http://symbolist.ru/
анализировать себя с этой точки зрения. Другая, не менее  deadsymbols/filosofia.html
важная причина, нежелание отвечать на анкету, из-за от-
3.  Мордовцева Т.В.  Идея смерти в культурфилософ-
сутствия времени и негативного отношения к данному ис- ской  ретроспективе  //  Таганрог:  Издательство  ТИУиЭ, 
следованию, несмотря на то, что большинство опрошен- 2001. 120 с.
ных  были  добровольцами.  Не  хочется  тратить  время  на 
4.  Смерть  и  бессмертие  в  современном  мире  //  http://
что-то, когда нет конкретной пользы для себя.
www.funeralcommunity.com/ru 
Почти 90% опрошенных сталкивались со смертью сво-
5.  Роганов С.В. Биологическая смерть и смерть мозга: 
их близких. После этого у большинства меняется отноше- диалог философии и биоэтики. // http://www.google.com
Вектор науки ТГУ. 2012. №2(9)
103

С.Д. Джаруллаева
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ...
THE PROBLEM OF HUMAN RELATIONS TO DEATH: PSYCHOLOGICAL ASPECTS
© 2012 
S.D. Dzharullayeva, graduate department of  gender and applied psychology
Бакинский Государственный Университет, Баку (Азербайджан)
Keywords: death as a physical and social problem, the relation of man to death, the psychology of death.
Annotation: It is known that the problem of man’s relation to death as a psychological problem that has always been relevant. In 
this paper the problem is considered in the frame work conducted in 2009-2011, the study results which showed that most of the 
relation of man to his death affects self-esteem and moral orientation.
УДК 37:001.32; 37:005.745
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ 
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РСО – АЛАНИЯ)
© 2012 
М.Г. Дзидзоева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Ключевые слова: социальная мобильность, молодежная политика, правосознание, социальные группы
Аннотация:  В  статье  отражены  основные  направления  реализации  молодежной  политики  по  формированию  со-
циальной  мобильности  подрастающего  поколения  в  условиях  Северо-Кавказского  региона  на  примере  Республики 
Северная Осетия – Алания, проанализированы приоритетные направления и цели общественных молодежных движе-
ний республики.
Эффективная  реализация  социальной  политики  яв-
Являясь  важным  структурным  элементом  современ-
ляется  основной  целью  и  приоритетным  направлением  ного общества, молодежь представлена сегодня почти во 
развития любой страны, республики, города, так как обе- всех его социальных слоях и группах. Она несет на себе 
спечение  социальных  гарантий,  конституционных  прав  отпечаток  имущественной  дифференциации,  различных 
граждан  –  основной  критерий  оценки  уровня  развития  экономических возможностей и активности, что усилива-
общества. В этой связи важную роль играет изучение со- ет противоречие между объективными условиями статус-
циальной структуры современного общества и процессов  ной  иерархии,  принадлежностью  к  социальной  группе  и 
ее изменения, раскрытие взаимосвязи между классами и  субъективным мнением молодого человека о своем месте 
социальными группами как в целом в России, так и в ре- в  социальной  структуре.  Молодежь  претерпевает  значи-
гиональном срезе; выявление общего и специфического в  тельные изменения в своей культуре, взглядах, ценностях 
осуществлении социальной политики государства по от- и т.д. В результате этого возникают аномия и фрустрация 
ношению к различным группам населения. Изучение этой  социальных взглядов и настроений в молодежной среде, 
проблемы  актуализируется  практическими  задачами  со- которые  получают  отражение  в  девиантном  поведении 
циального управления, требующего максимального учета  [7, с. 141-142]. А поскольку молодежь является одной из 
и согласованности интересов всех социальных групп при  формирующих  сил  общества,  то  с  этими  тенденциями 
обеспечении государственной социальной политики.
приходится считаться, так как они оказывают влияние не 
Социальная  мобильность  в  нашем  обществе  во  мно- только  на  социальную  структуру  общества,  но  и  на  по-
гом  обусловлена  развитием  социально-правовых  ин- литическую,  экономическую,  духовную,  религиозную  и 
ститутов  и  правосознания  граждан  и  должностных  лиц.  другие его стороны. При этом молодежь остается одной из 
Современные социально-правовые институты в наиболь- наиболее уязвимых групп населения, которая нуждается в 
шей  степени  обеспечивают  возможность  быстрого  раз- государственной поддержке и социальной защите. 
вития  предпринимательства,  повышению  уровня  жизни 
Несоответствие характера и направленности социаль-
населения  и  полноценного  развитие  молодого  поколе- ной мобильности молодежи ее субъективным притязани-
ния.  Однако  исследования  показывают  (Г.В.  Брындина,  ям в значительной мере дестабилизирует социальные от-
Х.В. Дзуцев, Ю.А. Зубок, С.П. Иваненков, О.П. Карпухин,  ношения [5, с. 59]. Достижение приносит удовлетворение 
В.Т. Лисовский и др.) [2, с. 43-45; 3, с. 68], что хотя в соот- и является стимулом для дальнейшего повышения своего 
ветствии с самооценкой наших граждан увеличился и за- статуса,  а  нереализованность  жизненных  планов  приво-
нял значимую страту средний класс, обнищание народа не  дит к разочарованию и поиску других путей жизненного 
уменьшается,  что  приводит  к  значительному  числу  мар- самоопределения, в том числе посредством асоциальных 
гиналов в обществе, появлению нищих, бродяг, бомжей,  проявлений.
способствует развитию криминальной обстановки. Более 
Особенно остро стоит проблема формирования соци-
того,  в  силу  уменьшения  моральных  ценностей  молодое  альной  мобильности  молодежи  в  поликультурном  про-
поколение проявляет готовность к преступным действиям  странстве  многонациональной  школы,  которая  в  педа-
ради  достижения  материальных  благ.  Государство  и  его  гогике и психологии фактически не разработана. В силу 
социально-правовые  и  социально-культурные  институты  сложности  проблемы  поликультурного  образования  в 
не  только  не  способствуют  формированию  устойчивых  программу  молодежной  политики  необходимо  внести 
моральных норм, но и подчас формируют новые корыст- важные  его  аспекты,  связанные  с  воспитанием  граждан-
ные устремления, рекламируя через средства массовой ин- ской  идентичности,  духовно-нравственных  ценностей, 
формации роскошный образ жизни, не подкрепляя это соз- толерантности,  морально-волевых  качеств  личности,  со-
данием реальных возможностей для правомерного досту- циализации  и  адаптации  в  поликультурном  обществе. 
па к рекламируемым ценностям. Все это свидетельствует  Как  отмечают  некоторые  исследователи  (С.Д.  Гуриева, 
о  явном  ослаблении  функции  правовой  социализации  и  Ю.С. Давыдов, З.К. Каргиева, Н.Г. Маркова, А.В. Соколов, 
правовой коммуникации. Функция социальной мобильно- Л.Л. Хоперская, А.Ф. Шакирова, П.О. Щербакова и др.) [8, 
сти реализуется в нашем обществе более интенсивно, чем  с. 221], необходимо развитие поликультурного образова-
в  обществе  предыдущем,  однако,  совершенно  недоста- ния таким образом, чтобы вся система образования – от 
точно, что приводит к повышению социального стресса,  начальных до высших ступеней – действовала на основе 
способствует маргинальности и криминализации России.  ценностей подлинного гуманизма, богатого опыта этнопе-
Для  эффективной  реализации  данных  функций  социаль- дагогики по воспитанию подрастающего поколения в духе 
но-правовыми институтами необходимо кардинальное из- высокого патриотизма, с учетом специфики сложившихся 
менение их деятельности – их функционирование, прежде  на Северном Кавказе обычаев, традиций,  этикетов и ри-
всего, как именно социальных институтов.
туалов. Жизнь людей в поликультурном обществе сопро-
104
Вектор науки ТГУ. 2012. №2(9)


Похожие:

З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconОсновные характеристики И ПРЕИМУЩЕСТВА основные характеристики преимущества наивысшая производительность
Линейка стоечных серверов primergy RX — наилучшая платформа для построения динамических 
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconОсновные характеристики И ПРЕИМУЩЕСТВА основные характеристики преимущества наивысшая производительность
Линейка стоечных серверов primergy RX — наилучшая платформа для построения динамических 
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconПреимущества применения системной энзимотерапии гнойных заболеваний кисти
Цель исследования: провести сравнительный анализ результатов лечения пациентов с гнойными заболеваниями кисти при традиционных методиках...
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconКурса
В рамках курса рассматриваются основные модели предоставления услуг облачных вычислений. Производится обзор решений ведущих вендоров...
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconОсновные преимущества Powint по сравнению с традиционными интерактивными досками
Компания «Школа 21 века» рада предложить вам новейшее интерактивное оборудование по очень выгодным ценам
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconКомпании
Кратко опишите Вашу компанию (миссия, основные конкурентные преимущества, портфолио, перечень клиентов и прочая информация, которая...
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconОсновные сведения о гиа 9 класс
Гиа выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она...
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconИ. В. Мамонтов в статье рассматриваются основные способы измерения в парапсихологии и оценивается степень их достоверности, анализируется возможность применения метрологии в парапсихологических экспериментах, выявля
В качестве наиболее перспективного направления исследований предлагается биозарядка химически чистых веществ с фиксацией эффекта...
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconНарод издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил
Веками строилась целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывались дети в семье. Стержнем этой системы...
З. В. Дамирова основные преимущества курикулум от традиционных iconИнтеграция традиционных и информационных технологий при обучении письму младших школьников
Технологии обучения младших школьников каллиграфическому письму. Описывается методический приём интеграции традиционных технологий...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница